«ДОШКОЛЬНЫЙ ПОХОД» КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ КАМПАНИИ КОНЦА 1920 - НАЧАЛА 1930-х гг.: ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ КОМИ (ЗЫРЯН)

  • Петр Павлович Котов
    • Институт языка, литературы и истории ФИЦ «Коми НЦ УрО РАН»
  • Татьяна Александровна Мартынчук
    • Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова
Ключевые слова: культурная революция, ликвидация неграмотности, дошкольное воспитание, «Дошкольный поход», детские сады, детские площадки, Автономная область Коми (Зырян)

Аннотация

В статье рассмотрены особенности феномена «Дошкольного похода» как части культурной революции в советской России. Охарактеризованы общие тенденции развития дошкольного воспитания. Основное внимание уделено особенностям проведения «Дошкольного похода» в Автономной области Коми (Зырян). Проанализированы проблемы становления и развития системы дошкольных учреждений, их финансирования, формирования материальной базы, подготовки кадров, организации питания, медицинского обслуживания и совершенствования методики работы с дошкольниками. Авторы указывают на способы привлечения населения к вопросам общественного дошкольного воспитания. Выявлено, что реализация «Дошкольного похода» сопровождалась пропагандой новой марксистско-ленинской идеологии. Идеологическая составляющая стала обязательным компонентом всех мероприятий по расширению системы дошкольных учреждений и развитию методики дошкольного образования. Исследователи считают, что реализация «Дошкольного похода» в Коми автономии, даже при наличии ряда недостатков, способствовала масштабным изменениям в системе воспитания малолетних детей, активизации участия женщин-работниц в общественной и производственной жизни региона. Установлено, что большую роль в проведении «Дошкольного похода» сыграли пионерские, комсомольские, профсоюзные и партийные организации. Развитие методики работы с дошкольниками авторы отмечают как положительное явление. Улучшение методической поддержки заключалось не только в практической помощи педагогам, но и в трансляции лучшего опыта в прессе. Показано, что для преодоления дефицита профессиональных кадров для дошкольных учреждений в Коми области не ограничивались рамками краткосрочных педагогических курсов и привлечением случайных работников. В 1931 г. было открыто дошкольное отделение Сыктывкарского педагогического техникума. В ходе «Дошкольного похода» в Автономной области Коми (Зырян) удалось не только открыть значительное количество новых дошкольных учреждений, разнообразить формы дошкольного воспитания в городах и сельской местности, но и побудить население пересмотреть свои взгляды на воспитание детей.

Литература

1. Афанасова Е. Н. Создание и развитие системы дошкольных учреждений в 1920-х гг. В Якутской АССР // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2016. № 3 (37). С. 62-69.
2. Афанасова Е. Н. Формирование кадрового состава дошкольных учреждений Восточной Сибири в 1920-1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 413. С. 64-69.
3. Бабинцева Т. В. История развития дошкольного воспитания в Вятском крае с 1866 по 1945 год // Вятские записки. Киров, 2011. Вып. 20. С. 112-132.
4. Васильева О. И., Воронцов В. С. «…Как свет для горного растения»: Кузебай Герд о значении и задачах дошкольного воспитания удмуртских детей // Ежегодник финно-угорских исследований. 2019 Т. 13. Вып. 2. С. 270-285.
5. Глущенко И. В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920-1930-е годы // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 246-282.
6. Город Сыктывкар. Энциклопедия. Сыктывкар, 2010. 408 с.
7. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуева Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.
8. История Коми АССР с древнейших времен до наших дней. Издание второе, дополненное. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1981. 480 с.
9. История Коми с древнейших времен до современности. В двух томах. 2-е изд., испр. и доп. Сыктывкар: Анбур, 2011. Т. 2. 688 с.
10. Котов П. П., Пилипенко В. А. Деятельность органов по охране материнства и младенчества в Коми АССР в 1920 - 1930-х годах // Двинская земля. Материалы 6 межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих Стефановских чтений. Котлас, 2010. С. 173-181.
11. Котов П. П., Пилипенко В. А. Здравоохранение в Коми АССР в 1920-1930-х годах: становление и развитие. Сыктывкар, 2011. 196 с.
12. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. М.: Педагогика, 1959.
13. Луначарский А. В. О дошкольном походе // Народное просвещение. 1929. № 7. С.10-13.
14. Луначарский А. В., Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства: Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М.: Работник просвещения, 1929. 167 с.
15. Мартынчук Т. А. Специфика организации общественного дошкольного воспитания в Коми АССР в 1930-е гг. // Финно-угорский мир. Международный научный журнал. 2013. № 3. С. 43-49.
16. Национальный архив Республики Коми (НАРК). Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 212.
17. НАРК. Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 474.
18. НАРК. Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 562.
19. НАРК. Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 672.
20. НАРК. Ф. 1538. Оп. 1. Д. 1.
21. Республика Коми. Энциклопедия. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997. Т. 1. 472 с.; 1999. Т. 2. 576 с.; 2000. Т. 3. 400 с.
Поступила в редакцию 2020-12-21
Опубликована 2021-04-02
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
147-156