«...И ТАМ КТО-ТО НОЧЬЮ ЕЁ СЪЕЛ»: ЧЕМ МОЖЕТ ОКОНЧИТЬСЯ ВОЗРАСТНАЯ ИНИЦИАЦИЯ (ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ПО МАТЕРИАЛАМ УДМУРТСКОГО ФОЛЬКЛОРА)

  • Мария Владимировна Сухова
    • ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
Ключевые слова: обряды перехода, возрастная инициация, гендерная дифференциация, неофит, агенты инициации, сегрегация, транзиция, испытания, реинкорпорация, миф, волшебная сказка, ритуал

Аннотация

Проблематика статьи связана с изучением культурного феномена возрастных инициаций. На материале удмуртской волшебной сказки и с привлечением более обширных данных о мифологических представлениях удмуртов в статье проводится анализ внутренней структуры, основных признаков и гендерной специфики гипотетически конструируемых возрастных инициаций. Среди рассмотренных вопросов - пространственная структура; причины и способы отправления неофитов в лес; функциональность и признаки духов-инициаторов; виды ритуальных испытаний, возможность их реконструкции и современные представления о них; итоги возрастных инициаций и причины их дифференциации.

Литература

1. Алёшина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
2. Белецкая Е. М. Казак перед лицом смерти: типология сюжетных ситуаций по фольклорным и литературным источникам // Мужской сборник. Вып. 3 / Сост. И. А. Морозов, отв. ред. Н. Л. Пушкарева. М.: Издательство «Индрик», 2007. С. 167-178.
3. Богаевский П. М. Материалы для изучения народной словесности вотяков // Этнографическое обозрение. 1892. № 4. С. 171-178.
4. Вайль П. Похвальное слово штампу, или Родная кровь // Вайль П. Свобода - точка отсчёта. О жизни, искусстве и о себе. М.: Астрель: CORPUS, 2012. С. 390-397.
5. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Вотяки Сосновского края. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. 260 с.
6. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. 204 с.
7. Верещагин Г. Е. Образцы произведений устной словесности вотяков / Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Фольклор. Кн. 1. Удмуртский фольклор. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. С. 12-56.
8. Владыкина Т. Г., Панина Т. И. Образы лесных духов в удмуртской мифологии и фольклоре: II. Палэсмурт («половинный человек / человекообразное существо - половинка») // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015. Вып. 4. С. 59-67.
9. Гаврилов Б. Произведения народной словесности вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань: Православное миссионерское общество, 1880. 190 с.
10. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1999. 198 с.
11. Герд К. Человек и его рождение у восточных финнов. Хельсинки: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1993. 97 с.
12. Гыдыке / Составление Т. Г. Перевозчиковой; перевод поэтических текстов Г. Иванцова. Ижевск: «Удмуртия», 1991. 208 с.
13. Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков. Вып. III. Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. 156 с.
14. Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М.: Ладомир, 2001. 335 с.
15. Криничная Н. А. Посвящение в колдуны: историко-этнографическая основа русских мифологических рассказов о передаче-усвоении эзотерических знаний // Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 10-22
16. Кызласов И.Л. Камень дыроватый (Символика пещерных святилищ и культовой стрельбы из лука) // Этнографическое обозрение. 1999. № 4. С. 37-50.
17. Мадлевская Е. Л. Противоборство мужского и женского персонажей в былине «Добрыня и Маринка» // Мужской сборник. Вып. 2. М.: Лабиринт, 2004. С. 127-136.
18. Михайлов А. И. Вотячка / Под ред. В. А. Гурко-Кряжина. М., 1927. 40 с.
19. Морозов И. А. «Мужские слёзы» и эмоции пограничных состояний // Мужской сборник. Вып. 3. М.: Издательство «Индрик», 2007. С. 143-161.
20. Невская Л. Г. Печь в фольклорной модели мира // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: загадка как текст. Ч. 2. М.: Издательство «Индрик», 1999. 184 с.
21. Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX - 90-е годы XX вв.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998. 241 с.
22. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / Науч. ред., текстол. коммент. И. В. Пешкова. М.: Издательство «Лабиринт», 2000. 336 с.
23. Смирнов И. Н. Вотяки: Этнографический очерк. Известия ОАИЭ при Императорском Казанском университете. Том VIII, вып. 2. Казань: Типография императорского университета, 1890. 358 с.
24. Тендрякова М. В. Мужские и женские возрастные инициации (Вариант постановки проблемы) // Этнографическое обозрение. 1992. № 4. С. 29-41.
25. Тендрякова М. В. Первобытные возрастные инициации в круге «вечных» вопросов // Этнографическое обозрение. 2014. № 1. С. 91-101.
26. Топорков А. Л. Ритуал «перепекания» ребенка у восточных славян // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Всесоюзная научно-практическая конференция. Тезисы. В 2 ч. Ч. 1. М., 1988. С. 128-130.
27. Тэрнер В. Символ и ритуал. М: Наука, 1983. 277 с.
28. Удмуртские народные сказки. Ижевск: Удмуртия, 1976. 324 с.
29. Удмуртский фольклор. Загадки / Сост. Т. Г. Перевозчикова. Ижевск: Удмуртия, 1982. 256 с.
30. Удмуртский фольклор. Пословицы, афоризмы, поговорки / Сост., пер., введ. и комментарии Т. Г. Перевозчиковой. Устинов: Удмуртия, 1987. 274 с.
31. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с франц. К.: София, М.: Гелиос, 2002. 352 с.
32. Ortner D.J. Mutilation. Identification of Pathological Conditions in Human Skeletal Remains (Second Edition), 2003. URL: https://www.sciencedirect.com/topics/social-sciences/initiation-rites (accessed 30.01.2020). In English.
33. Thomassen B. Liminality and the Modern. Living Through the In-Between. Surrey, Ashgate Publishing, Ltd., 2014. 250 p. In English.
Поступила в редакцию 2020-12-09
Опубликована 2021-04-02
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
172-182