ОБРЯД ПАРНЫХ ПОГРЕБЕНИЙ В КУДАШЕВСКОМ I МОГИЛЬНИКЕ ПЕРМСКОГО ПРИКАМЬЯ

  • Ольга Алексеевна Казанцева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Пермское Прикамье, III-V вв, могильник, погребальный обряд, парное захоронение, устройство могилы, гендерные различия, вещи, семантика обряда

Аннотация

В статье рассматривается своеобразная черта погребального обряда древнего населения Прикамья - парные захоронения - на примере Кудашевского I могильника (III-V вв.), расположенного в Бардымском р-не Пермского края. В рядах захоронений грунтовой части памятника, наряду с индивидуальными, выделяются ямы несколько большего размера, но имеющие такую же ориентацию по сторонам света. Все парные могилы памятника имеют вещевой инвентарь, не отличающийся от индивидуальных погребений по составу и количеству предметов. Но некоторыми деталями в устройстве погребального места парные могилы отличаются от индивидуальных захоронений. При общей яме погребальные деревянные конструкции в могилах представляют собой отдельные места для каждого из пары и имеют морфологические детали. Сопоставление сопровождающего вещевого инвентаря позволяет определить пол и статус человека в паре, выделить важные персоны - мужчин, игравших значительную роль в военном деле и женщин, имеющих наборные шейные украшения - ожерелья. В мужских могилах содержатся предметы вооружения и быта, в женских погребениях - украшения и предметы быта, так же, как и в индивидуальных могилах. Исследование вещей в погребениях позволило датировать парные могилы концом IV - началом V в. н.э. Рассматривается вопрос о семантике парных захоронений. Парные могилы связаны с процессами ассимиляции пришлого населения в местной среде. Приведены аналогии парным захоронениям из погребальных памятников середины I тыс. н.э. Пермского и Удмуртского Прикамья.

Литература

1. Архив Института истории и культуры народов Приуралья УдГУ, г. Ижевск (далее - ИИИКНП). Ф. 2.
2. 2. ИИИКНП. Ф. 2. Д. 447.
3. 3. ИИИКНП. Ф. 2. Д. 469.
4. Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья // Свод археологических источников Вып. ГI-12. М: Наука, 1978. 104 с.
5. Брюхова Н. Г. Парные погребения Бояновского могильника // Труды Камской археолого-этногра-фической экспедиции. 2008. № 5. С. 195-198.
6. Генинг В. Ф. Деменковский могильник - памятник ломоватовской культуры // Вопросы археологии Урала. 1964. Вып. 6. С. 94-162.
7. Генинг В. Ф. Тураевский могильник V в. н.э. // Из археологии Волго-Камья. Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова. Казань, 1976. С. 55-108.
8. Голдина Р. Д., Бернц В. А. Тураевский могильник - уникальный памятник эпохи великого переселения народов в Среднем Прикамье (бескурганная часть). Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т. 17. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. 499 с.
9. Дворников Э. П. К вопросу о семантике погребального обряда в древних культурах // Мир Евразии. 2015. № 2. С. 36-38.
10. Казанцева О. А. Порча вещей в погребальном обряде населения середины I тыс. н.э.: (по материалам могильников бассейна р. Тулвы) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12. вып. 3. С. 108-118.
11. Казанцева О. А., Вязников А. М. Погребальные сооружения населения среднего Прикамья (по материалам Кудашевского могильника III-V вв. н.э.) // Вестник Удмуртского университета. 2012. Сер. 5: История и филология. Вып. 1. С. 20-31.
12. Малашев В. Ю. Периодизация ременных гарнитур позднесарматского времени // Сарматы и их соседи на Дону / Материалы и исследования по археологии Дона. Вып. 1. Ростов-на-Дону: Терра, 2000. С. 194-232.
13. Останина Т. И. Население Среднего Прикамья в III-V вв. Ижевск.: Институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1997. 327 с.
14. Паромов Я. М. Обряд парных погребений на Таманском полуострове и отражение его идеала в могилах Артюховского кургана // Боспорские исследования. Симферополь, 2019. Вып. XXXVIII. С. 39-92.
15. Перескоков М. Л. Особенности погребального обряда могильника Верхний Ирьяк // Исторические чтения (материалы науч.-практич. конф. студентов и аспирантов историко-политологического факультета). Пермь: ПГУ, 2004. С. 134-138.
16. Пуздровский А. Е., Медведев Г. В. Парные погребения первых веков н.э. на Усть-Альминском некрополе // История и археология Крыма. Сб. ст. 2015. № 2. 2015. С. 250-269.
17. Сабиров Т. Р. Общая характеристика коллективных захоронений Тарасовского могильника (I-V вв. н.э.) // Материалы XXXIII Урало-Поволжской археол. студ. конф., 29 января - 1 февраля 2001 г., г. Ижевск. Сб. ст. Ижевск, 2001. С. 72-74.
18. Сотникова С. В. О семантике парных погребений андроновской эпохи // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. 2013. № 6. С. 36-49.
19. Храпунов И. Н. Серебряные и бронзовые пряжки из могильника Нейзац // Крым в сарматскую эпоху (II в. до н.э. - IV в. н.э.). Сб. ст. Т. 2. Симферополь, 2016. С. 97-121.
20. Черных Е. М., Хайруллина О. Ф. Боярский («Арай») могильник - новый памятник эпохи великого переселения народов в Прикамье // Археология евразийских степей. 2018. № 1. С. 87-108.
21. Abdulla Al-Shorman and Ali Khwaileh Burial practices in Jordan from the Natufiancs to the Persians // Estonian Journal of Archaeology, 2011. Vol. 15. Issue 2. P. 88-108.
22. Dennis W. Harding. Death and Burial in Iron Age Britain. Oxford: Oxford University Press, 2016. 328 p.
23. Valter Lang. Culture of death // Estonian Journal of Archaeology, 2011. vol. 15. issue 2. P. 83-87.
Поступила в редакцию 2021-01-18
Опубликована 2021-06-21
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
341-353