ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ (НА ПРИМЕРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ФИННО-УГОРСКИЙ МИР В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ» В УДМУРТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

  • Елена Николаевна Зайцева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: культурное наследие, финно-угорские народы Российской Федерации, музеи, магистратура, этнографическая коллекция, Удмуртский государственный университет

Аннотация

Одной из ключевых задач современного российского государства и общества является сохранение культурного наследия. Культурное наследие включает в себя широкий круг материальных и нематериальных ценностей, нуждающихся в изучении и сохранении. Особенно актуальна эта задача для поддержания этнических культур, испытывающих массированное воздействие глобальных процессов. На основе опыта магистерской программы «Финно-угорский мир в историко-культурном и социально-политическом измерении», реализуемой в Удмуртском государственном университете, рассматривается роль образовательных учреждений в институциализации и сохранении культурного наследия удмуртского народа.

Литература

1. Анохин А. Ю. Современные технологии ревитализации и реновации объектов историко-культурного наследия // Проблемы, опыт и перспективы туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: сб. ст. по матер. III Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 2016. С. 8-21.
2. Воронцов В. С., Поздеев И. Л., Черниенко Д. А. Этносоциальные и демографические процессы в Удмуртии: опыт локально-исторического исследования // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Том 11. № 4. С. 149-162.
3. Демина С. А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149 (дата обращения: 07.02.2019).
4. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник ЮУрГПУ. 2017. № 6. С. 52-62.
5. Зайцева Е. Н., Антонова Д. А. Научно-исследовательский и культурно-просветительский потенциал этнографической коллекции кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии Удмуртского государственного университета // Прикамское собрание: материалы III Всерос. открытого науч.-практ. форума «Ресурсы развития российских территорий» (27-28 сентября 2019 г., г. Сарапул). сб. ст. Ижевск: Сарапул, 2019. С. 43-47.
6. Зайцева Е. Н., Антонова Д. А. Этнографическая коллекция регионального вуза: опыт применения (на примере этнографической коллекции кафедры Истории Удмуртии, археологии и этнологии Удмуртского Государственного университета) // Грибушинские чтения - 2019 Кунгурский диалог. Тезисы докладов и сообщений XII Международного социально-культурного форума (г. Кунгур, 24-27 апреля 2019 года). Пермь, 2019. С. 281-284.
7. Казанцева О. А. Из истории музеев Удмуртского государственного университета // Вестник Музея Археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2015. № 5. С. 10-14.
8. Калинина Н. М. Научно-исследовательская работа студентов: компетентностный подход // Сибирский торгово-экономический журнал. 2012. № 16. С. 95-99.
9. Концепция развития музейной сети Удмуртской Республики. Ижевск, 2011. Отв. за выпуск - Р. Ф. Мартынова, отв. ред. - М. Б. Рупасова. 248 с.
10. Кондрашкина Е. А. Финно-угорские диаспоры России: историко-культурная и социолингвистическая характеристика // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. № 2. С. 94-106.
11. Лаллука С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб, 1997. 390 с.
12. Малая Т. Н. Роль некоммерческих организаций в сохранении культурного наследия финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2015. № 2 (23). С. 95-97.
13. Мельникова О. М. Программа специализированной подготовки магистров по направлению 030600 «История» «Финно-угорский мир в историко-культурном и социально-политическом измерении» // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. № 1. С. 118-126.
14. Петрова Н. П. Использование потенциала проектной деятельности в подготовке магистрантов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 78-80.
15. Резолюция IV съезда финно-угорских народов Российской Федерации // Финно-угорский мир. 2009. № 3. С. 9-17.
16. Родионова Д. Д., Насонов А. А. Сетевое взаимодействие вузов культуры, музеев и религиозных организаций в рамках профильной подготовки музеологов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26357 (дата обращения: 29.01.2020).
17. Семёнов Д. А., Моряхина К. В. История развития музея археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2014. № 4. С. 5-9.
18. Сербиновская Н. В., Сербиновский Ю. Б., Сербиновская А. А. Подготовка магистров: модель и технология формирования компетенций (часть 1) // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2016. Т. 2. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-nauki.ru/.
19. Уваров С. Н. Демографические и ассимиляционные процессы среди удмуртов во второй половине ХХ века // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. № 1. С. 107-122.
20. Фаузер В. В. Финно-угорские народы в современном мире // Ежегодник финно-угорских исследований. 2011. № 3. С. 111-125.
21. Фаузер В. В., Лыткина Т. С., Фаузер Г. Н. Переписи населения как инструмент замера ассимиляционных процессов (на примере финно-угорских народов) // Измерение культурного многообразия. Языковая ситуация, переписи, полевая этностатистика. / ред. Мартынова М. Ю., Степанов В. В. М.: 2019. С. 233-239.
22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) https://base.garant.ru/.
23. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/12127232/.
Поступила в редакцию 2021-03-22
Опубликована 2021-09-28
Раздел
Инновации и технологии
Страницы
517-526