ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ И ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ШКОЛАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  • Владимир Степанович Воронцов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН
  • Роман Викторович Зворыгин
    • Российский государственный гуманитарный университет
  • Рустам Нуруллович Касимов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, светское образование, религиозная компетентность, основы религиозных культур и светской этики, модульная система, духовная культура народов Удмуртии, этнокультурная специфика образования в начальной школе

Аннотация

Статья посвящена истории внедрения и практике преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в общеобразовательных организациях Удмуртской Республики. Авторы убеждены, что изучение курса ОРКСЭ обладает не только большим образовательным, но и воспитательным потенциалом. В комплексе с другими гуманитарными предметами (история, литература) он может стать одним из ключевых элементов в системе духовно-нравственного воспитания, в профилактике проявлений ксенофобии и экстремизма в детской и молодежной среде, способствуя, в конечном итоге, укреплению национальной безопасности нашей страны. В статье сделан краткий обзор нормативной правовой базы реализации комплексного учебного курса, приводится хронология внедрения курса в российских школах с обозначением опыта Удмуртской Республики. Обозначены основные трудности, с которыми приходилось сталкиваться работникам образования в ходе апробации и преподавания в общеобразовательных организациях страны комплексного учебного курса ОРКСЭ. Подводя итог своим рассуждениям, авторы предлагают возобновить широкую экспертную и общественную дискуссию о возможности создания единого интеграционного курса в рамках уже имеющегося модуля «Основы мировых религиозных культур».

Литература

1. Борлукова Н. В. О некоторых результатах мониторинга реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Удмуртской Республике в 2016/2017 учебном году // Педагогический родник. 2017. № 2 (88). С. 12-14.
2. Воронцов В. С, Семёнов Ю. В. Активная позиция школы и родителей // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы / ред. В. В. Степанов. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2010. С. 108-126.
3. Воронцов В. С. К вопросу о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Безопасность в российском и региональном измерении: теоретические и прикладные аспекты / редкол.: М. Ю. Малышев [и др.]. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. С. 26-33.
4. Воронцов В. С., Ильинский С. И., Семёнов Ю. В. Трансформация конфессионального пространства Удмуртии // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. Вып. 3. С. 121-129.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
6. Зворыгин Р. В. Конфессиональный фактор в образовательной сфере современной России: на материалах Удмуртской Республики // Стратегия формирования экономики знаний и инноваций в России: сборник статей / под ред. М. В. Кудиной. М., 2017. С. 98-106.
7. Касимов Р. Н., Воронцов В. С. На пути в сады праведных (изучение исламской культуры в курсе ОРКСЭ и ОДНКНР): учебно-методическое пособие. Ижевск: АОУ ДПО УР ИРО, 2018. 145 с.
8. Касимов Р. Н., Ковальчукова А. В., Совина Л. П. Основы мировых религиозных культур: книга для учителя. Ижевск: ФГБУН УИИЯЛ УрО РАН, 2014. 142 с.
9. Матушанская Ю. Г., Сахарных Д. М. Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Удмуртской Республике // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. Т. 43. № 4. С. 678-683.
10. Орлова М., Каменская Ю. В. Удмуртии предлагают ввести «уроки религии» с 5 по 11 классы [Электронный ресурс] // Комсомольская правда (Ижевск). URL: http://kp.ru/online/news/690395/ (дата обращения: 02.03.2021).
11. Сахарных Д. М. ОРКСЭ: к итогам 2010/2011 учебного года // Вестник образования и науки Удмуртской Республики. 2011. № 3. С. 8-10.
12. Сахарных Д. М. Религиоведение и курс ОРКСЭ: «Конь и трепетная лань» или «стерпится - слюбится»? // ОРКСЭ в системе школьного образования: панорама взглядов: сб. статей / отв. ред. С. В. Рязанова. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2019. С. 63-68.
13. Совина Л. П., Ковальчукова А. В. Основы светской этики: книга для учителя. Ижевск, 2013. 131 с.
Поступила в редакцию 2021-04-19
Опубликована 2021-09-28
Раздел
Инновации и технологии
Страницы
527-539