ГИПОТЕЗА КОГНИТИВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРИ БИЛИНГВИЗМЕ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С НОСИТЕЛЯМИ КОМИ-ПЕРМЯЦКО-РУССКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ

  • Юлия Ефимовна Лещенко
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Ключевые слова: билингвизм, национально-русское двуязычие, разнокодовый коммуникативный контекст, когнитивные преимущества, когнитивная гибкость, сопротивляемость интерференции

Аннотация

Гипотеза когнитивных преимуществ при билингвизме предполагает, что люди, являющиеся носителями двух родных языков, превосходят носителей одного языка (монолингвов) по уровню сформированности когнитивных механизмов. В частности, считается, что у билингвов лучше развиты такие исполнительные функции как внимание, когнитивная гибкость, сопротивляемость интерференции. Наиболее ярко эффект когнитивных преимуществ проявляется у билингвов пожилого возраста, тогда как эксперименты с молодыми людьми дают противоречивые результаты. В работе выдвинута гипотеза о том, что наличие/отсутствие эффекта когнитивных преимуществ в молодом возрасте может быть обусловлено типом билингвизма. Предполагается, что билингвизм, сформированный в насыщенном разнокодовом контексте, стимулирует развитие исполнительных функций индивида. Данная гипотеза подтверждается результатами экспериментального исследования двух групп информантов в возрасте 18-20 лет: 1) билингвов (носителей коми-пермяцкого и русского языков) и 2) монолингвов (носителей русского языка). В исследовании применяются тесты, измеряющие уровень концентрации и переключаемости внимания, а также сопротивляемость интерференции (тест Шульте, тест Бурдона, тест Струпа). Каждый тест включает в себя две модификации экспериментального задания, предъявляемых по возрастанию уровня сложности. В ходе обработки экспериментальных результатов проанализированы средние и индивидуальные показатели скорости и правильности выполнения заданий для каждой группы информантов, затем показатели билингвов и монолингвов сопоставлены между собой. Полученные данные были проанализированы в статическом (сопоставление средних показателей скорости/правильности выполнения отдельно взятого задания) и динамическом (выявление изменений в скорости/правильности выполнения второго по счету задания по сравнению с первым) аспектах. Результаты исследования демонстрируют, что молодые билингвы, регулярно осуществляющие коммуникацию в насыщенном разнокодовом контексте, превосходят своих монолингвальных сверстников по показателям адаптивности отдельных исполнительных функций (способности гибко координировать концентрацию и переключаемость внимания в ходе решения различных когнитивных задач).

Литература

1. Antón E., Duñabeitia J., Estévez A., Hernández J., Castillo A., Fuentes L., Davidson D., Carreiras M. Is there a bilingual advantage in the ANT task? Evidence from children // Frontiers in Psychology, 2014. Vol. 5(11). P. 398.
2. Antoniou M. The advantages of bilingualism debate // Annual review of Linguistics, 2019. Vol. 5(1). P. 395-415.
3. Ben-Zeev S. The influence of bilingualism on cognitive strategy and cognitive development // Child development, 1977. Vol. 48(3). P. 1009-1018.
4. Bialystok E. Reshaping the mind: the bene ts of bilingualism // Canadian Journal of Experimental Psychology, 2011. Vol. 65(4). P. 229-235.
5. Bialystok E., Martin M., Viswanathan M. Bilingualism across the lifespan: The rise and fall of inhibitory control // International journal of bilingualism, 2005. Vol. 9(1). P. 103-119.
6. Bialystok E., Craik F., Luk G. Cognitive control and lexical access in younger and older bilinguals // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2008. Vol. 34(4). P. 859-873.
7. Cummins J. The influence of bilingualism on cognitive growth: A synthesis of research findings and explanatory hypotheses // Working Papers on Bilingualism, 1976. Vol. 9. P. 1-43.
8. Dempster F. The rise and fall of the inhibitory mechanism - toward a unified theory of cognitive-development and aging // Developmental Review, 1992. Vol.12. P. 45-75.
9. Goral M., Campanelli L., Spiro A. Language dominance and inhibition abilities in bilingual older adults // Bilingualism, 2015. Vol. 18(1). P. 79-89.
10. Grundy J., Chung-Fat-Yim A., Friesen D., Mak L., Bialystok E. Sequential congruency effects reveal differences in disengagement of attention for monolingual and bilingual young adults // Cognition, 2017. Vol. 163. P. 42-55.
11. Martin-Rhee M., Bialystok E. The development of two types of inhibitory control in monolingual and bilingual children // Bilingualism: language and cognition, 2008. Vol. 11(1). P. 81-93.
12. Noort van den M., Struys E., Bosch P., Jaswetz L., Perriard B., Yeo S., Barisch P., Vermeire K., Lee S., Lim T. Does the bilingual advantage in cognitive control exist and if so, what are its modulating factors? A systematic review // Behavioral Sciences, 2019. Vol. 9(3). P. 27-43.
13. Paap K., Anders-Jefferson R., Mason L., Alvarado K., Zimiga B. Bilingual advantages in inhibition or selective attention: More challenges // Frontiers in Psychology, 2018. Vol. 9. P.1409-1454.
14. Park D., Smith A., Lautenschlager G., Earles J., Frieske D., Zwahr M., Gaines C. Mediators of long-term memory performance across the life span // Psychology and Aging, 1996. Vol. 11(4). P. 621-637.
15. Poarch G., Van Hell J. Executive functions and inhibitory control in multilingual children: Evidence from second language learners, bilinguals, and trilinguals // Journal of Experimental Child Psychology, 2012. Vol. 113(4). P. 535-551.
16. Saban I., Schmidt J. Stimulus and response conflict from a second language: Stroop interference in weakly-bilingual and recently-trained languages // Acta Psychologica, 2021. Vol. 218. URL: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2021.103360 (accessed 08 April 2022).
17. Samuel S., Roehr-Brackin K., Pak H., Kim H. Cultural effects rather than a bilingual advantage in cognition: A review and an empirical study // Cognitive Science, 2018. Vol. 42(7). P. 2313-2341.
18. Tse C., Altarriba J. The relationship between language proficiency and attentional control in Cantonese-English bilingual children: evidence from Simon, Simon switching, and working memory tasks // Frontiers in Psychology, 2012. Vol. 98(75). P. 954-987.
19. Woumans E., Duyck W. The bilingual advantage debate: Moving toward different methods for verifying its existence // Cortex, 2015. Vol. 73. P. 356-357.
20. Zhu M. The effect of language experience on Stroop effect by Chinese English learners // Advances in social science, education and humanities research. Proceedings of the 2020 Conference on Education, Language and Inter-cultural Communication (ELIC 2020). URL: https: //doi.org/10.2991/assehr.k.201127.090 (accessed 08 April 2022).
Поступила в редакцию 2022-01-19
Опубликована 2022-06-27
Раздел
Языкознание
Страницы
214-226