ТРАДИЦИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО И А. П. ЧЕХОВА В ПЬЕСЕ ЕГОРА ЗАГРЕБИНА «ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ»

  • Татьяна Вячеславовна Зверева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Е. Загребин, А. Островский, А. Чехов, удмуртская драматургия, компаративистика, традиция, жанр, реминисценция, конфликт, сюжет, символ, ремарка

Аннотация

Данная статья обращена к изучению специфики удмуртской драмы. Новизна работы связана с тем, что в ней впервые представлен развернутый анализ пьесы Егора Загребина «Лебедь белая». Актуальность исследования обусловлена тем, что в исследовании задействован сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить истоки удмуртской драматургии. По мнению автора статьи, в «Лебеди белой» обнаруживается влияние театра А. Н. Островского и А. П. Чехова. Пьеса Егора Загребина ориентирована, с одной стороны, на идейно-мировоззренческий конфликт, разработанный Островским, с другой - несет в себе элементы чеховской драмы (установку на символизм и недоговоренность). В исследовании проведено сопоставление удмуртской пьесы с драмой Островского «Гроза» и комедией Чехова «Чайка», выявлена система прямых и скрытых отсылок к предшествующим текстам, показано, как национальная литература преодолевает и творчески преображает исходные установки русской словесности. Если русская драма ХIХ - ХХ вв. обращается к неразрешимым конфликтам («вечные конфликты» у Островского и метафизические конфликты у Чехова), то в пьесе Е. Загребина воплощена мысль об изначальной гармонии мира. Несмотря на крайнее напряжение коллизии, драматический конфликт разрешим, и победу одерживает глубоко укоренное в национальной почве нормативное начало. Важно, что удмуртская драматургия второй половины ХХ в. находится под двойным влиянием. С одной стороны, она восходит к традиции русской литературы классического периода (А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Островский, А. Чехов и др.), с другой - откликается на современное состояние литературного процесса, т.е. испытывает воздействие со стороны советской драматургии (А. Вампилов, А. Володин, М. Рощин и др.).

Литература

1. Бицилли П. М. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа // А. П. Чехов: pro et contra. Т. 2. СПб.: РХГА, 2010. C. 522-692.
2. Загребин Е. Е. Лебеди моего детства: Новеллы, рассказы, пьесы. Ижевск: Удмуртия, 2008. 176 с.
3. Зайцева Т. И. К вопросу о становлении удмуртской драматургии // Филологические исследования на рубеже ХХ-ХХI веков: традиции, новации, итоги, перспективы. Сыктывкар, 2012. С. 179-181.
4. Ившина М. В. Время и люди в пьесах удмуртского драматурга Е. Загребина // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2010. Вып. 5. С. 538-541.
5. Ившина М. В. Жанровые особенности удмуртской драматургии 1960 - 2010-х годов. Автореф. дис. … канд. фил. н. Чебоксары, 2015. 21 с.
6. Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес Чехова // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М.: Высш. шк., 2007. 535 с.
7. Удмуртская драматургия второй половины ХХ - начала XXI века: проблематика, художественное своеобразие, жанровые искания / под общ. ред. Т. И. Зайцевой. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2018. 186 с.
8. Шибанов В. Л. Литературный контекст современной удмуртской драматургии // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург: «Союз писателей», 2007. Вып. 3. Т. 2. С. 288-297.
9. Штейн А. Л. Островский и мировая драматургия // Литературное наследство. М.: Наука, 1974. Т. 88. С. 43-74.
10. Domokos P. Literaturen finnisch-ugrischer und samojedischer Völker in der Sowjetunion. NAWG. 1977. Nr. 2. S. 3-28.
11. Golomb H. A. New Poetics of Chekhov's Plays: Presence through Absence. Brighton; Chicago: Sussex Academic Press, 2014. 434 p.
12. Lapushin R. "Dew on the Grass": The Poetics of Inbetweenness in Chekhov. N. Y.: Peter Lang, 2010. 210 p.
Поступила в редакцию 2022-03-17
Опубликована 2022-06-27
Раздел
Литературоведение
Страницы
255-261