ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ТЕМЫ ДЕТСТВА ВОЕННОЙ ПОРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПРОЗАИКОВ Е. ЗАГРЕБИНА И И. ТОРОПОВА

  • Елена Власовна Ельцова
    • Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН
Ключевые слова: удмуртская литература, коми литература, лирическая проза, рассказ, Великая Отечественная война, тема военного детства, память, образ, лирический герой, символ, цикл, сюжет, автобиографизм, метафора, рассказчик

Аннотация

Статья посвящена прозаическому творчеству финно-угорских (пермских) писателей второй половины XX в. Е. Загребина и И. Торопова, принадлежащих к тому поколению авторов, чьи детство и юность прошли в годы Великой Отечественной войны. Закономерно, что тема детства военной поры - одна из наиболее значимых в их творчестве. Литературоведческое исследование, проведенное на материале посвященных данной тематике произведений этих писателей, позволило выявить их основные художественные особенности: автобиографизм, глубокий лиризм, эмоциональность, усиление в произведении личностного и субъективного начал, символизация и метафоризация. В ходе сопоставительного анализа установлено, что ключевым и наиболее значимым в произведениях этого ряда является мотив памяти о событиях прошлого - воспоминания о детстве военной поры. Жанры малой прозы (рассказ, прозаическая миниатюра) позволяют авторам уделять более пристальное внимание раскрытию и решению нравственно-философских проблем, обращаться к личности растущего человека и его внутреннему, духовному миру, к психологии ребенка и подростка. Кроме того, в ходе исследования прозаических произведений Е. Загребина и И. Торопова, посвященных тематике военного детства, выявлен и проанализирован их лирический характер, а также имеющий свойства лирического героя образ героя-рассказчика, романтические поэтика и стилистика при передаче внутреннего мира человека. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что поколение писателей, выросших в годы войны, не только продолжило, но и развило военную тему в литературе, зачинателями которой являлись писатели-фронтовики.

Литература

1. Гудырева Л. В. Поэтика прозы И. Г. Торопова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саранск, 1998. 21 с.
2. Гудырева Л. В. Художественное своеобразие прозы И. Г. Торопова. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2005. 116 с.
3. Диева А. З. Влияние авторской субъективности на архитектонику трагедии Е. Загребина «Эш-Тэрек» // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12. Вып. С. 73-81.
4. Загребин Е. Е. Лебеди моего детства: новеллы, рассказы, пьесы / пер. с удмурт. В. Болтышева, В. Глушкова и автора. Ижевск: Удмуртия, 2008. 174 с.
5. Зайцева Т. И. Некоторые размышления о творчестве Е. Загребина // Движение эпохи - движение литературы. Удмуртская литература XX века: уч. пос. / С. Т. Арекеева, Т. И. Зайцева, В. Г. Пантелеева и др.; под ред. Т. И. Зайцевой и С. Т. Арекеевой. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. С. 219-222.
6. История коми литературы. В 3 т. Т. 3. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1981. 432 с.
7. История удмуртской советской литературы: в 2 т. / Кол. авторов; ИМЛИ им. А. М. Горького АН СССР, НИИ при СМ УАССР. Устинов: Удмуртия, 1987. Т. 1. 252 с.
8. Латышева В. А. Литература коми: уч. пос. Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1995. 118 с.
9. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: уч. пос. М.: Флинта: Наука, 2002. 424 с.
10. Петров И. В. «Война вошла в мальчишество мое…»: образ подростка в поэзии 1950-1960-х годов // Филологический класс. Екатеринбург, 2015. №1(39). С. 17-23.
11. Торопов И. Г. Вам жить дальше: рассказы и повести / пер. с коми С. Панкратова. М.: Современник, 1981. 527 с.
12. Федорова Л. П. Тема военного детства в удмуртской поэзии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №1(79). Ч. 1. С. 63-66.
13. Шибанов В. Л. Егору Загребину - 80 // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. Вып. 3. С. 167-169.
14. Vanejev A. Külmund pihlamari: luuletused. Tallinn: Kirjastuskeskus, 2006. 62 lk.
15. Domokos P. Toropov Ivan Grigorjevics // Világirodalmi Lexikon. XV. Taa - Tz. Budapest: Akadémiai Kiadó, 1993. Old. 689-690.
Поступила в редакцию 2022-02-14
Опубликована 2022-06-27
Раздел
Литературоведение
Страницы
262-268