ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМАТУРГИИ Е. ЗАГРЕБИНА

  • Татьяна Ивановна Зайцева
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: удмуртская литература, Е. Е. Загребин, драматургия, жанр, драма, комедия, трагедия, жанровый синкретизм, герой

Аннотация

Одним из ярких представителей плеяды удмуртских писателей-«шестидесятников» является Егор Егорович Загребин (1937-2015). В статье рассматриваются особенности творческой индивидуальности Е. Загребина-драматурга на материале его наиболее значимых, репрезентативных пьес: драмы « Мынам яратонэ татын » («Моя любовь здесь»), комедии (водевиля) « Насьток но Исьток » («Степан и Настя»), трагедии « Эш-Тэрек ». Для этих пьес характерны новые содержательные и формальные элементы, ставшие продуктивными на следующем этапе развития удмуртской драматургии. Не ставя задачу всесторонне охарактеризовать мастерство Загребина-драматурга, автор делает попытку осветить некоторые составляющие этого вопроса: особенности авторской точки зрения на изображаемые события, специфику сюжетно-композиционного построения анализируемых пьес, принципы типизации образов героев, структуру художественного конфликта. Пьесы Е. Загребина сочетают в себе чисто драматургические приемы с приемами, присущими лирике и прозе, театральную условность - с реальными приметами времени. Е. Загребин одним из первых в удмуртской драматургии второй половины XX в. обратился к осмыслению жизни народа на основе анализа будней рядового человека. Событием в литературной и театральной жизни республики рубежа XX-XXI вв. стала трагедия Е. Загребина « Эш-Тэрек », отразившая интерес писателя к вопросу о роли исторической личности в переломные эпохи. Трагедия о прошлом актуализировала вопросы современности.

Литература

1. Айтуганова Л. Д. Ма сярысь вера «Эш-Терек?» // Удмурт дунне. 1997. 15 мая.
2. Ар-Серги В. В. «Где же наши вожди?» // Удмуртская правда. 1997. 13 мая.
3. Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: история и проблемы. Казань:Татар. кн. изд-во, 2012. 511 с.
4. Загребин Е. Е. Насьток но Исьток. Пьесаос. Ижевск: Удмуртия, 1990. 136 с.
5. Загребин Е. Е. Яратонэ тон, вожанэ…: Веросъёс, очеркъёс, пьесаос. Ижевск: Удмуртия, 2004. 432 с.
6. Загребин Е. Е. Лебеди моего детства: Новеллы, рассказы, пьесы. Ижевск: Удмуртия, 2008. 176 с.
7. Зайцева Т. И. Некоторые размышления о творчестве Е. Загребина // Движение эпохи - движение литературы. Удмуртская литература XX века: Учебное пособие / Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2002. С. 219-222.
8. Зайцева Т. И. К вопросу о становлении удмуртской драматургии // Филологические исследования на рубеже ХХ-ХХI веков: традиции, новации, итоги, перспективы. Сыктывкар, 2012. С. 179-181.
9. История советского драматического театра: в 6 т. М.: Наука, 1966-1971.
10. Удмуртская драматургия второй половины ХХ - начала XXI века: проблематика, художественное своеобразие, жанровые искания / под общ. ред. Т. И. Зайцевой. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2018. 186 с.
11. Шибанов В. Л. Литературный контекст современной удмуртской драматургии // Литература Урала: история и современность: Сб. ст. Вып. 3. Материалы III Всерос. науч. конф. «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (национальный и региональный аспекты)» - Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2007. С. 288-297.
12. Шибанов В. Л. Егору Загребину - 80. Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11, № 3. С. 167-169.
13. Ямаева Н. П. К проблеме изучения природы комического в пьесе Е. Загребина «Насьток но Исьток» на уроках удмуртской литературы // Permiek, finnek, magyarok: irások Szíj Enikő 60. születésnapjára. Budapest, 2004. Old. 609-617.
Поступила в редакцию 2022-02-25
Опубликована 2022-06-27
Раздел
Литературоведение
Страницы
269-274