КАРЕЛЬСКАЯ СТУДИЯ: ПРИЧИНЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОЗДАНИЯ АКТЕРСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

  • Ирина Николаевна Ружинская
    • ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Ключевые слова: национальная актерская студия, биографический метод, театральная школа, реформирование системы театрального образования, национальный театр, этническая идентичность, карелы

Аннотация

В статье рассмотрена история создания карельской мастерской Центрального театрального училища - Ленинградского театрального института в 1938-1943 гг. Акцентировано внимание на причинах формирования актерской студии в связи с преобразованием Финского драматического театра КАССР в Карельский. Описана специфика работы театральных школ 1930-х гг. по подготовке национальных кадров. Особое внимание уделено рассмотрению этапов формирования карельской мастерской и ее состава. Статья выполнена с применением комплекса методик при доминировании ресурса историко-биографического метода. В исследовании использованы разнообразные источники, преимущественно архивные документы, большинство из которых вводится в научный оборот впервые. В результате проделанной работы восстановлен персональный состав карельской мастерской. Сделан вывод о том, что появление национальной студии было вызвано комплексом обстоятельств, главную роль среди которых сыграл вектор национальной государственной политики в СССР во второй половине 1930-х гг.

Литература

1. Афанасьева А. И. Культурные преобразования в советской Карелии. 1928-1940. Петрозаводск: Карелия, 1989. 277 с.
2. Белошапка Н. В. Подготовка кадров для учреждений культуры национальных республик в СССР во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х годов // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2020. Т. 30. № 4. С. 660-667.
3. Брыжинский В. С. Рождение Мордовского театра // Центр и периферия. 2019. № 4. С. 37-47.
4. Головкин А. Н. Жернова. Книга памяти тверских карел. Тверь: Триада, 2017. 464 с.
5. Голубев А. В., Такала И. Р. В поисках социалистического Эльдорадо: североамериканские финны в Советской Карелии 1930-х годов / Авт. Пер. с англ. А. С. Роговой. СПб: Нестор-История, 2019. 352 с.
6. Дмитриева И. В. Некоторые проблемы реализации советской политики в отношении национальных меньшинств Московского региона в 1920-1930-е гг. // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. Т. 4. Вып. 1. С. 26-50.
7. Нечаева Е. С. Биографический метод как способ изучения повседневности // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 71-78.
8. Никитин П. Е. Театр края Калевалы: творческий путь Государственного ордена Дружбы народов финского драматического театра. Петрозаводск: Карелия, 1985. 158 с.
9. Никитина И. А. Судьба Рагнара Нюстрёма // Грани сотрудничества: Россия и Северная Европа: Сб. науч. ст. / [сост. и науч. ред. И. Р. Такала, И. М. Соломещ]. Петрозаводск, 2012. С. 343-357.
10. Такала И. Р., Спажева И. А. Национальный театр Карелии: вехи истории // Альманах североевропейских и балтийских исследований. 2017. Вып. 2. С. 532-559.
11. Филимончик С. Н. Театр в общественной жизни Карелии в 1930-е годы // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11: в 3-х ч. Ч. III. C. 174-179.
12. Юзыкайн Э. А. Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907-1919 гг.) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12. № 3. С. 332-343.
13. Kohli M., Robert G. Biographie und soziale Wirklichkeit. Neie Beiträge und Forschungsperspektive. Stuttgart: Metzler, 1984, S. 7-28.
14. Ponterotto J. G. Brief note on the origins, evolution, and meaning of the qualitative research concept thick description // The Qualitative Report. 2006. Vol. 11, no. 3. P. 538-549.
Поступила в редакцию 2022-01-17
Опубликована 2022-06-27
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
275-282