ОБРАЗ ШАМАНА В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ КИНО (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «СТАРИК ПЕТР»)

  • Иван Андреевич Головнев
    • Музей антропологии и этнологии «Кунсткамера» РАН
  • Елена Валентиновна Головнева
    • Музей антропологии и этнологии «Кунсткамера» РАН
Ключевые слова: этнографическое кино, визуальная антропология, шаманизм, казымские ханты, Югра

Аннотация

В статье рассматривается этнографическое кино как форма визуальной репрезентации проявлений шаманизма у обских угров. Авторы полагают, что особую ценность для изучения шаманизма коренных народов сегодня имеют документальные работы этнографического содержания, в которых, наряду с ритуальной практикой и проведением обрядов, демонстрируется обыденная, внеобрядовая сторона жизни носителей шаманских традиций; которые совмещают в себе исследовательские и кинематографические компетенции. В качестве примера для исследования рассматривается документальный фильм «Старик Петр», снятый режиссером И. А. Головневым в 2004-2008 гг. на Обском Севере, в местах проживания казымских хантов. На основе опыта, полученного во время этнографической съемки в верховьях р. Казым, дневниковых записей автора фильма и данных научных источников авторы реконструируют культовые практики казымских хантов (почитание духов природы, культ медведя, Медвежий праздник), существующие в современной хантыйской культуре в качестве рудиментов. Рассматриваются ключевые темы и сюжеты, связанные с формированием кинематографического образа хантыйского шамана - П. И. Сенгепова как лидера локального этносообщества. Сделан вывод, что в настоящее время киноработы этнографического содержания, освещающие темы шаманизма и репрезентирующие шаманизм не как показной, а как личный феномен, являются эффективным инструментом «культурного оживления» локальных сообществ, позволяющим в полном объеме запечатлеть и транслировать особенности мировоззрения коренных народов.

Литература

1. Адаев В. Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев. Тюмень: «Вектор Бук», 2007. 239 с.
2. Балалаева О. Э. Технология, перфоманс и сохранение культурного наследия, или Медвежий праздник и медиацентр юганских ханты: сибирский вариант // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 204-209.
3. Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции угров и самодийцев. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 c.
4. Головнев А. В., Перевалова Е. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Этнопроект, или персонализация этничности (по материалам Уральской Этноэкспедиции) // Уральский исторический вестник. 2016. № 4 (53). C. 142-148.
5. Головнева Е. В., Головнев И. А. Визуальные репрезентации этнокультурных сообществ Севера в документальном кино (на примере фильма «Месторождение») // Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. Том 14. Вып. 1. С. 116-124.
6. Гондатти Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири // Труды / Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те. М:, 1888. Т. 48. Вып. 2. С. 61-90.
7. Грубер М. «Включенное» этнографическое кино: межкультурное сотрудничество в исследованиях и кинопроизводстве // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. C. 49-80.
8. Ерныхова О. Д. Жизнь и творческий путь П. И. Сенгепова - сказителя священных песен медвежьего праздника // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6 (32). С. 250-254.
9. Ерныхова О. Д. Казымская культурная база как социальный эксперимент советского государства // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 1. C. 101-108.
10. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Т. 1. Томск: ИТУ, 1994. 264 с.
11. Леэте А. Казымская война: восстание хантов и лесных ненцев против советской власти / Пер. на рус. И. Орехов. Тарту: б.и., 2004. 286 с.
12. Мифологическое время: Альбом-каталог. Государственный музей природы и человека. Том I / Отв. ред. М.В. Южанинова. М.: Эпифания, 2003. 852 с.
13. Политические репрессии 1900-1940-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа. Сборник документов. Выпуск I. Ханты-Мансийск, 2002. 262 с.
14. Сагалаев К. А. Медвежий праздник современных казымских хантов // Традиции и новации в современном фольклоре народов Сибири. Новосибирск, 2008. С. 41-51.
15. Соколова З. П. Культ медведя и медвежий праздник в мифологии и культуре народов Сибири // Этнографическое обозрение. 2002. №1. С. 41-62.
16. Сподина В. И. Человек в традиционной картине мира (на материалах обских угров и самодийцев). Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2017. 350 с.
17. Харитонова В. И. «Шаманизм» в современной России: к проблеме возрождения // Этнографическое обозрение. 2009. № 6. С. 148-164.
18. Харузина В. Н. Этнография. Вып. 2. М.: Императорский археологический институт, 1914. 467 с.
19. Чернецов В. Н. Медвежий праздник у обских угров / Пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной. Томск, 2001. 287 с.
20. Carta S. Visual and Experiential Knowledge in Observational Cinema”, Anthrovision [Online], 2015, 3.1.
21. Golovnev I., Golovneva E. The representation of childhood in ethnographic films of Siberian indigenous Peoples: the case of the documentary film Malen’kaia Katerina (Tiny Katerina) // Sibirica. 2016. no. 3 (15). P. 83-106.
22. Grimshaw A. The Ethnographer’s Eye: Ways of Seeing in Modern Anthropology. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 213 р.
23. Henley P. Putting Film to Work: Observational Cinema as Practical Ethnography // S. Pink, L. Kürti, A.I. Afonso (eds). Working Images: Visual Research and Representation in Ethnography. London; New York: Routledge, 2004. P. 109-130. Macdougall D. (Beyond Observational Cinema // P. Hockings (ed.) Principles of Visual Anthropology. Berlin; New York de Gruyter. 1995. P. 115-133
Поступила в редакцию 2022-04-21
Опубликована 2022-06-27
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
316-327