ТВОРЧЕСТВО ЕГОРА ЗАГРЕБИНА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

  • Людмила Васильевна Бусыгина
    • КНУ УР «Научно-исследовательский институт национального образования»
  • Надежда Петровна Ямаева
    • КНУ УР «Научно-исследовательский институт национального образования»
Ключевые слова: Е. Загребин, удмуртская литература, биография, художественный мир, межтекстовые связи, электронный учебник, мультимедийные и интерактивные возможности, мотивация

Аннотация

В статье рассматриваются особенности изучения творческого пути и художественного мира удмуртского писателя Е. Загребина на уроках удмуртской литературы в школе. Большое внимание уделяется контекстному анализу художественных произведений, который учитывает биографию писателя и его творческую лабораторию, межтекстовые связи произведения и его взаимодействие с другими видами искусства. Для формирования целостного разностороннего представления о творчестве писателя целесообразно ознакомление школьников с литературоведческими трудами и критическими статьями. Работа с критикой развивает у учащихся навыки самостоятельного анализа художественных произведений, помогает формировать критическое мышление. Раскрывается функциональный и содержательный потенциал электронных форм учебников по удмуртской литературе при изучении творчества писателей. Мультимедийные и интерактивные возможности электронного учебника могут стать факторами, способствующими повышению у учащихся мотивации к изучению удмуртской литературы. Например, электронные тренажеры и итоговые тесты позволяют увлекательно и эффективно осуществлять контроль и оценку образовательных достижений школьников. Представленный в статье анализ программных материалов по творчеству Е. Загребина может быть продуктивно использован учителями при проектировании современных уроков удмуртской литературы.

Литература

1. Арекеева С. Т. Изучение родной литературы во взаимосвязи с литературами Поволжья и Приуралья в старших классах удмуртской школы: Диссертация.. кандидата педагогических наук: М:. 1991. 200 с.
2. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. М:. Просвещение, 1996. 256 с.
3. Беленький Г. И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». М.: Мнемозина, 2001. 143 с.
4. Бодрова Н. А. Преподавание художественной литературы в школе: Сб. статей под ред. Н. А. Бодровой. Куйбышев, 1975. 214 с.
5. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя: Л.: Просвещение, 1964. 304 с.
6. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962. 495 с.
7. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. 326 c.
8. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2013. № 4 (51). С. 544-547.
9. Дорошко О. М. Современные подходы к определению понятия «экологическая культура». Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-ekologicheskaya-kultura/viewer (дата обращения: 12.02.2022).
10. Дробот В. Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1988. 189 с.
11. Зайцева Т. И. Некоторые размышления о творчестве Е. Загребина // Движение эпохи - движение литературы. Удмуртская литература XX века: Учебное пособие / С. Т. Арекеева, Т. И. Зайцева, В. Г. Пантелеева и др.; Под ред. Т. И. Зайцевой и С. Т. Арекеевой. Ижевск: Изд-ий дом «Удмуртский университет», 2002. С. 219-222.
12. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm. (дата обращения: 21.11.2021).
13. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении курса литературы в старших классах: автореф. дис. … докт. пед. наук. М:. 2004. 43 с.
14. Зинин С. А. Методические рекомендации по использованию учебников: В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Русская литература XX века» (10 кл.); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская литература XX века» (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. 2-е изд. М.: Русское слово, 2005. 64 с.
15. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах. Пособие для учителя М.: Просвещение, 1964. 164 с.
16. Кокоришвили Т. И. Изучение биографии писателя как ключевой фактор литературного образования старшеклассника // Международный научный журнал «Вестник науки». 2020. № 2 (23). Т. 4. С. 25-27.
17. Кремнева А. В. Основные направления интертекстуальных исследований и возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы межтекстового взаимодействия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Филологические науки. 2017. №3 (116). С. 105-116.
18. Крылова Л. А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе: дис. … докт. пед. наук. Петропавловск, 2001. 387 с.
19. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989. 126 с.
20. Курдюмова Т. Ф. Изучение Пушкина на уроках литературы // Пушкин в школе. М.: Просвещение, 1978. С. 178-189.
21. Липаев А. А. Методика литературного чтения. М.: Учпедгиз, 1954. 268 с.
22. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.; Л.: Просвещение, 1965. 74 с.
23. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. 176 с.
24. Маранцман В. Г. Пути изучения литературного произведения в школе. Изучение биографии писателя в школе. Заключительные занятия в системе работы над литературным произведением // Методика преподавания литературы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. З. Я. Рез. М.: Просвещение, 1977. 374 с.
25. Паршина С. Г. Изучение биографий писателей с привлечением литературного краеведения: На материале биографий А. Н. Радищева, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского: Диссертация.. кандидата педагогических наук: 13.00.00. М:. 1966. 289 с.
26. Перепелица В. П. Нравственное воспитание старших подростков в процессе изучения биографии писателя: автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1964. 24 с.
27. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. 3-е изд. [Электронный ресурс]. М.: Учпедгиз, 1963. 313 с.
28. Рыбникова М. А. Избранные труды / Сост. и коммент. И. Е. Каплан; предисл. В. Г. Костомарова. М.: Педагогика, 1985. 246 с.
29. Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2016. 307 с.
30. Старыгина Н. Н. Контекстуальная поэтика художественного произведения как предмет филологического анализа // Вестник Марийского государственного университета. 2019. № 1 (33). Т. 13. С. 91-97.
31. Тимофеева Е. Н. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 26 с.
32. Умбрашко Д. Пелевин и Достоевский на уроке литературы // http://pelevin.nov.ru/stati/o-litra/1.html (дата обращения: 27.02.2022)
33. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности // Изд. 3-е. М.: 2007. 282 с.
34. Шевцова Л. И. Теория литературы: учебно-методический комплекс для студентов филологического факультета дневной и заочной форм обучения / М-во образования РБ, УО «ВГУ им. П. М. Машерова», Каф. литературы. Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2011. 133 с.
35. Шибанов В. Л. Егору Загребину - 80. Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. № 3. С. 167-169.
36. Ямаева Н. П. К проблеме изучения природы комического в пьесе Е. Загребина «Насьток но Исьток» на уроках удмуртской литературы // Permiek, finnek, magyarok: irasok Szij Eniko 60. szuletesnapjara. Budapest, 2004. Old. 609-617.
37. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. М.: 1998. 41 с.
38. Genette G. Palimpsestes. La littérature au second degree. Paris: Editions du Seuil, 1982.
39. Kristeva J. Narration et transformation // Semiotica. The Hague, 1969. № 4. P. 422-448.
40. Piegay-Gros N.Introduction a l'intertextualite. Paris: Dunod, 1996. P. 186.
Поступила в редакцию 2022-03-17
Опубликована 2022-06-27
Раздел
Инновации, технологии
Страницы
347-356