НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРОТЕСТАНТОВ - НОСИТЕЛЕЙ ФИННО-УГОРСКИХ ЯЗЫКОВ

  • Александр Николаевич Кляшев
    • ФГБНУ "Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук"
Ключевые слова: финно-угорские народы, самодийские народы, протестантизм, традиционная культура, Уральский регион, Западная Сибирь

Аннотация

В статье рассматриваются религиозная идентичность носителей уральских языков до принятия ими христианства протестантского направления, а также определяющие факторы, под воздействием которых респондентами был осуществлен приход в протестантизм (влияние родственников, друзей, членов церкви, миссионеров и т.д.). Было выявлено, что представители финно-угорских народов, проживающих в индустриальном (городском) обществе, по этим показателям практически не отличаются от основного массива респондентов - протестантов, более 60,0 % которых составляют русские. Среди протестантов - коренных народов Севера и Сибири, представленных ненцами и хантами, значительное число бывших носителей традиционных религий. В статье используются материалы полевых исследований, проведенных Институтом этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН в 2013 - 2015 г. на территории Южного, Среднего и Полярного Урала, а также в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) - Югре. Приведенные в работе материалы могут быть использованы преподавателями, студентами и аспирантами профильных образовательных учреждений, учеными, специалистами в области государственно - конфессиональных отношений.

Литература

1. Богатова О. А. Этнизация религии и сакрализация этничности в Мордовии. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 3. С. 169-179.
2. Васина Т. А., Никитина Г. А., Поздеев И.Л. Ресурсный потенциал удмуртов в различных социо- и этнокультурных средах. УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2016. С. 169-170.
3. Каранов Д. П. Евангелическо-лютеранская церковь и этническая идентичность ингерманландских финнов в XIX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2 (33). С. 198-217.
4. Клюева В. П., Поплавский Р. О., Бобров И. В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). СПб.: Издательство РХГА, 2013. С. 99-120.
5. Клюева В. П. Распространение протестантизма у коренных малочисленных народов (на примере хантов - пятидесятников) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 4 (19). С. 140.
6. Кляшев А. Н. Социально-демографические особенности этнических групп протестантов по материалам полевых исследований в районах Южного и Полярного Урала // Вестник удмуртского университета. 2016. Т. 26. вып. 4. С. 101-111.
7. Кляшев А. Н. Социально-демографические особенности протестантов - носителей финно-угорских языков в уральском регионе // Ученые записки петрозаводского государственного университета. 2017. № 3 (164). С. 24.
8. Кляшев А. Н. Протестанты - носители финно-угорских языков на территории Урала и Западной Сибири по материалам полевых исследований // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2017. Т. 22, № 1 (85). С. 33.
9. Кляшев А. Н. Протестантизм в индустриальных и традиционных сообществах (по материалам полевых исследований в ХМАО - Югре) // Вестник ВЭГУ. 2017. № 4 (90). С. 57-66.
10. Кляшев А. Н. Удмурты-Адвентисты Седьмого Дня в селе Якшур-Бодья: этно-демографический анализ // Ежегодник финно-угорских исследований 2020. № 4. С. 710-719.
11. Леэте А. «Бог говорит на моем родном языке»: этническая стратегия Коми церкви. // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 256-275.
12. Никитина Г. А. Сельское сообщество Удмуртии в условиях реформ рубежа XX-XXI веков. Ресурсы и опыт адаптации. Ижевск, 2015. С. 195.
13. Онищенко А. Г. Просветительская деятельность харизматических церквей среди малочисленных народов Красноярского края. // Межконфессиональная миссия. Миссия конфессий. 2015. № 2 (6). С. 45-52.
14. Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm. (дата обращения: 12.02.2021).
15. Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). // Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008. 232 с.
16. Садиков Р. Р. «Языческие» религии в Республике Башкортостан // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. 2016, № 2. С. 101-106.
17. Садиков Р. Р., Тулуз Е. Преемственность и ревитализация в обрядах общественных жертвоприношений у закамских удмуртов // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017, № 4. С. 97-114.
18. Садиков Р. Р. Современная культовая практика закамских удмуртов (материалы экспедиционного исследования 2016 г.) // Финно-угроведение. 2017, № 1-2. С. 92-104.
19. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016. С. 252.
20. Филатов С. Б. Национальное движение марийского народа: между язычеством и христианством // Труды института востоковедения РАН. 2017, № 4. С. 274-275.
21. Филатов С. Б. Православие мордовских народов перед языческим и протестантским вызовами // Труды Института востоковедения РАН. 2017. № 4. С. 291-302.
22. James B. Is Russia Turning Protestant? Voice of America, 2013. URL: https://blogs.voanews.com/russia-watch/2013/07/30/is-russia-turning-protestant/(accessed 10 February 2021).
23. Klyashev A. Reindeer Herders and White-Collar Workers: A Descriptive Study of Protestant Ethnic Groups in Urals and Western Siberia. Preprints 2017, 2017110123 (doi: 10.20944/preprints201711.0123.v1).
24. Leete A, Koosa P, Vallikivi L. Pentecostals and Charismatic Protestants in the Republic of Komi and Nenets Tundra. Folklore. Electronic Journal of Folklore. Tartu, 2015. Vol. 61. pp. 185-192. In English.
25. Mikeshin I. “A Prophet Has No Honour in the Prophet’s Own Country”: How Russian Is Russian Evangelicalism? Temenos. Nordic journal of comparative religion. 2020, Vol. 56. no. 2. pp. 251-268.
26. Toulouze E., Sadikov R., Vallikivi L., Niglas L., Anisimov N. Continuity and revitalisation in sacrificial rituals by the eastern Udmurt. Part I. The collective sacrificial rituals by the Bashkortostan Udmurt: rooted in tradition // Folklore. Electronic Journal of Folklore. Tartu, 2018. Vol. 72. pp. 203-218.
27. Toulouze E., Sadikov R., Vallikivi L., Niglas L., Anisimov N. Continuity and revitalisation in sacrificial rituals by the eastern Udmurt. Part II. Collective sacrificial rituals by the bashkortostan udmurt: revitalisation and innovation // Folklore. Electronic Journal of Folklore. Tartu, 2018. Vol. 73. pp. 117-144.
28. Vallikivi L. Сhristianization of Words and Selves: Nenets Reindeer Herders Joining the State through Conversion. In: Mathijs Pelkmans (ed.), Conversion after Socialism: Disruptions, Modernisms, and Technologies of Faith in the Former Soviet Union 59-83. New York, Berghahn Book, 2009. pp. 59-83. In English.
29. Vallikivi L. “On the Edge of Space and Time: Evangelical Missionaries in the Post-Soviet Arctic” Ethnology and Folkloristics, 2014. 8, 2. pp. 95-120.
Поступила в редакцию 2022-02-18
Опубликована 2022-09-29
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
480-498