ЛАПЛАНДСКИЕ (СААМСКИЕ) КОЛЛЕКЦИИ В КУНСТКАМЕРЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК XVIII в.

  • Маргарита Федоровна Хартанович
    • ФГБУН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
  • Мария Валерьевна Хартанович
    • ФГБУК «Российский этнографический музей»
Ключевые слова: саамы, лапландцы, кунсткамера, Петр I, этнографические коллекции, саамские коллекции, музей Академии наук, этнографическая экспозиция, Карл Бэр

Аннотация

Целью работы является определение состава и значения коллекций памятников традиционной культуры саамов в собрании первого российского государственного публичного музея - Кунсткамеры Императорской Академии наук (1714-1836) в Санкт-Петербурге. Европейские кунсткамеры были частью научной системы распространения достоверного знания о явлениях окружающего мира. Предметы культуры народов полярных окраин Европы собирались европейскими учеными, коллекционерами. Лапландская обувь из датской королевской кунсткамеры вошла в кунсткамеру царя Петра I и оказалась первым образцом традиционной культуры народов арктической зоны в этом собрании. Предметы этнографического характера и сама тема многообразия народов империи были включены в придворную культуру российского двора первой половины XVIII в. «Принц Лапландии» участвовал в шествии 1709 г. в честь победы при Полтаве, олицетворяя, вероятно, покорность российской короне не только шведского войска, но и народа севера Швеции. «Лапландцы» в костюмах, взятых из Кунсткамеры Императорской Академии наук, были задействованы в торжествах при дворе императрицы Анны Иоанновны по случаю окончания русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Сведения о ритуалах саамов, главным образом об охоте на белого медведя и о медвежьем празднике, вошли в первый путеводитель по Кунсткамере конца XVIII - начала XIX в. С именем крупнейшего естествоиспытателя XIX в., академика Карла Эрнста фон Бэра, связано появление в Академии наук в 1840-х гг. материалов по физической антропологии саамов и первых за многие годы аутентичных предметов культуры саамов. Эти факты подтолкнули авторов выйти за рамки XVIII в., указанного в теме работы. Несмотря на немногочисленность собрания, традиционная культура саамов нашла освещение на экспозиции, в каталогах и путеводителе первого государственного музея, входящего в структуру Императорской Академии наук.

Литература

1. Беляев О. Кабинет Петра Великого / Ч. II. СПб.: Печатано в Императорской типографии, 1800. 287 с.
2. Голиков И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М.: Университетская типография у Н. Новикова, 1788. Ч. V. 418 с.
3. Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Вып. II. 398 с.
4. Летопись Кунсткамеры. 1714-1836 / авт.-сост. М.Ф. Хартанович, М.В. Хартанович. СПб.: МАЭ РАН, 2014. 738 с.
5. Материалы для истории Императорской академии наук. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1885. 824 с.
6. Миллер Г. Ф. Описание Сибирских народов / пер. с нем. Элерт А.Х. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с.
7. Павлинская Л. Р. Рисунки коллекций Петербургской Кунсткамеры XVIII в. с предметов культуры народов Сибири и Поволжья // «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725-1760. СПб.: Европейский дом, 2003. С. 253-275.
8. Палаты Санкт-петербургской Императорской Академии наук, библиотеки и кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся вних художественных и натуральных вещей, сочиненное для охотников оныя вещи смотреть желающих. СПб.: при Имп. Акад. наук, 1744. 26 с.
9. Погосян Е.А. «И невозможное возможно»: свадьба шутов в ледяном доме как факт официальной культуры // Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение, 2001. Т. IV. Тарту: Кафедра русской литературы Тартуского у-та. С. 80-109.
10. Радзюн А. Б., Хартанович М.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук XVIII в.: у истоков антропологических знаний в России // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2015. Вып. 2. С. 114-122.
11. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век. Ч. 1. От Петра до Екатерины II (1698-1761 гг.). М.: Задруга, 1914. 431 с.
12. Сомов В. А., Фундаминский М. И. Библиотека Академии наук - достопримечательность Петербурга XVIII в. // Книга в России XVIII - середины XIX в. Из истории Библиотеки Академии наук. Сб. научных трудов. Л.: БАН, 1989. С. 13 - 41.
13. Хартанович М.В. Манекены Кунсткамеры Петербургской Академии наук конца XVIII в. // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 122-125.
14. Хартанович М.В. Организация собирания краниологических коллекций в Императорской Академии наук в 1840-х гг. // Вестник Московского университета. Серия XXIII: Антропология, 2017. Вып. 1. С. 115-122.
15. Biografinennimikirja. Elämäkertoja Suomenentisiltäjanykyajoilta. Helsinki: W. Edlund, 1879-1883. 862 p.
16. Hafstein V. Bodies of knowledge. Ole Worm and Collecting in Late Renaissance Scandinavia // Ethnologia Europaea, 2003. vol. 33. no. 1. pp. 5-20.
17. Musei Imperialis Petropolitani. Pars Prima, qua cintinentur Res Artificiales // Tipis Academiae Scientiarum Petropolitanae, 1741. vol. II. 280 p.
18. Nordin J. Center of Diversity: Sami in Early Modern Stockholm in the Light of European Colonial Expansion. A Historical Archeological Approach // International Journal of Historical Archeology, 2018. vol. 22. no. 1. pp. 663-685.
19. Nordin J.M., Ojala C-G. Collecting, connecting, constructing: Early modern commodification and globalization of Sámi material culture // Journal of Material Culture, 2017. vol. 23. no. 1. pp. 58-82.
20. Schulz E. Notes on the History of Collecting and of Museums // Journal of the History of Collections, 1990. Vol. 2. no. 2. pp. 205-218.
21. Worm O. Museum Wormianum, seu, Historiarerumrariorum: tam naturalium, quam artificialium, tam domesticarum, quam exoticarum, quae Hafniae Danorum in aedibusauthorisservantur // Amstelodami: Lugduni Batavorum, ex officinal Elseviriorum, Acad. Typograph, 1655.
Поступила в редакцию 2022-04-05
Опубликована 2022-09-29
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
511-518