ЛАТЕНТНЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УДМУРТСКИХ И КОМИ-ПЕРМЯЦКИХ СЕМЬЯХ

  • Вера Юрьевна Хотинец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: современное транзитивное общество, культурные ценности, трансформация межпоколенной трансмиссии, удмуртская и коми-пермяцкая семьи, детско-родительские отношения, удмурты, коми-пермяки

Аннотация

В работе обсуждается проблема изучения «поколенного движения» у народов, не утративших своих культурных ценностей в эпоху транзитивности (переходных состояний в культурно-историческом процессе), и стремящихся самоопределиться в новой этнокультурной реальности. Исследование проведено с позиций современной социально-культурной антропологии, этнологии, синергетического историзма, отвечающих современным требованиям постнеклассической рациональности. Были использованы возможности математического моделирования с целью выявления латентных тенденций изучаемых процессов. В исследовании (конец 2019 -начало 2020 гг.) приняли участие современные удмуртские и коми-пермяцкие семьи в сравнении с релевантными выборками татар и русских, проживающих на территории Прикамья (всего матерей 138, подростков 186). По результатам проведения опросов и применения методик, измеряющих культурные ценности (Ш. Шварц), особенности межпоколенного взаимодействия в семье (мать - ребенок) (И.М. Марковская), а также использования методов математической статистики и моделирования структурными уравнениями (Structural Equation Modeling) выявлены латентные этнокультурные тенденции современной межпоколенной трансмиссии в удмуртских и коми-пермяцких семьях. Установлено, что в синергетическом эффекте на межпоколенные взаимоотношения оказывают влияние как групповые ценности сохранения традиций, так и индивидуальные ценности независимости взглядов и действий. На основании полученных данных можно сделать вывод о потенциальной ресурсной готовности молодого поколения и к социальным изменениям, и к сохранению status quo в современном социокультурном обществе.

Литература

1. Бранский В. П. Глобализация и синергетический историзм. Синергетическая теория глобализации. СПб.: Политехника, 2004. 395 с.
2. Гагаев А. А., Гагаев П. А., Леткина Н. В. Удмуртский космо-психо-логос в антропологическом сравнении мокши, эрзи, удмурта // Социосфера, 2017. № 4. C. 40-47.
3. Гусельцева М. С. Особенности межпоколенных отношений в условиях транзитивного общества // Мир психологии, 2017. № 1 (89). С. 38-51.
4. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2020. 624 с.
5. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 91 с.
6. Маркус Д. О социокультурной антропологии США, ее проблемах и перспективах // Этнографическое обозрение, 2005. № 2. С. 43-55.
7. Марова Н. Д. Парадигмы интерпретации текста. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т: Ин-т иностр. яз., 2006. Ч. 1. 209 с.
8. Марцинковская Т. Д. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии,2017. № 1 (89). С. 24-37.
9. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука.- 1988.-429 с.
10. Назмутдинова И. К. Семейный этикет в системе традиционной и современной культуры удмуртов: автореф. дис. … канд. историч. наук. Ижевск, 2013. 23 с.
11. Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997. 136 с.
12. Петров А. Н. Удмуртский этнос: проблемы ментальности. - Ижевск: Удмуртия. 2002. 141 с.
13. Сайко Э.В. Поколение будущего в построении будущего и будущее в формировании нового поколения // Мир психологии, 2017. № 1 (89). С. 3-10.
14. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования, 1999. №9. С. 67-73.
15. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.
16. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность. М.: Юрайт, 2020. сер. 76. 121 с.
17. Хотинец В. Ю. Ценностные предикторы особенностей взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских и русских семьях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2019. Т. 16. № 1. С.7-19.
18. Ramiz A. K. Socio-psychological issues of changing values in adolescents-youth in education // Práxis Educacional, 2020. Vol. 16. № 37. P. 578-590.
19. Schwartz S. H. Measuring the refined theory of individual values in 49 cultural groups: psychometrics of the revised portrait value questionnaire // Assessment. 2021. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1073191121998760 (дата обращения: 18.08.2021).
20. Tam K.-P. Understanding intergenerational cultural transmission through the role of perceived norms // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2015. Vol. 46. № 10. P. 1260 - 1266.
21. Triandis H. C. Individualism-Collectivism and personality // Journal of Personality, 2001. Vol. 69, № 6. Р. 907-924.
22. Trommsdorff G.Intergenerational relations in cultural context and in socio-economic change // Youth in education: The necessity of valuing ethnocultural diversity. London: Routledge, 2016. P. 11-26.
Поступила в редакцию 2021-09-22
Опубликована 2022-09-29
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
519-527