АЛНАШСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ КРАСНОЯРСКИХ УДМУРТОВ

  • Ирина Вячеславовна Пчеловодова
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук
  • Николай Владимирович Анисимов
    • Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
Ключевые слова: удмурты, сибирские удмурты, музыкально-песенный фольклор, переселенческая традиция, материнская традиция, обрядовые напевы, необрядовые песни

Аннотация

Статья посвящена анализу музыкально-песенной традиции красноярских удмуртов, относящихся к сибирской группе удмуртов. Основное внимание сосредоточено на сравнительном исследовании материнской и переселенческой традиций выходцев из Алнашского района Удмуртии. Материалом послужили экспедиционные записи за 1974, 1983, 1989, 2005, 2009 и 2020 гг. в Красноярский край и Алнашский район Удмуртской Республики, хранящиеся в Научно-отраслевом архиве Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН. Методология исследования опирается на филологические и этномузыковедческие подходы. Как показали результаты, одним из архаичных напевов, зафиксированных в песенной традиции красноярских удмуртов, является календарный напев Быдӟым куалаын вӧсь гур – напев моления в Великом святилище. Сравнительный анализ с двумя аналогичными напевами материнской традиции (д. Кузебаево Алнашского района УР) показал их идентичность при некоторых вариантах на уровне ритмики и мелодии. Гостевые напевы, зафиксированные в 1974 г. в Красноярском крае, не удалось обнаружить в коренной традиции, что объяснимо особенностями бытования песен гостевой традиции: каждая хозяйка при встрече гостей исполняла свой напев. Кроме того, сама обстановка при встрече с близкими людьми способствовала открытости системы и включения в нее разных по эмоциональному наполнению песен. Общие черты гостевых напевов обеих традиций прослеживаются на уровне мотивов поэтического текста, музыкальных особенностей (звукоряда, ритмики, типа исполнительского мышления). Среди необрядовых песен в обеих традициях зафиксировано три одинаковых образца. Остальные песни необрядового пласта сибирских удмуртов построены на традиционных мотивах прошедшей молодости, но с характерными для данной территории образами, а также на мотивах социалистического характера. В целом в песенной традиции красноярских удмуртов, выходцев из Алнашского района УР (д. Кузебаево), зафиксированы характерные для южноудмуртского музыкального фольклора песенные жанры, но со своими “сибирскими” чертами.

Литература


  1. Атаманов М. Г. Сибирская группа удмуртов // Вордскем кыл. 2004. 10. С. 76–95.

  2. Атаманов М. Г. Сибирская группа удмуртов // Феномен Удмуртии. Т. 8. Удмуртская диаспора. М.-Ижевск: Удмуртия, 2008. С. 186–194.

  3. Владыкин В. Е. Сибирская группа удмуртов // Этническая история народов Урала и Поволжья: (Препр. докл. и сообщ). Уфа, 1976. С. 28–30.

  4. Владыкина Т. Г. Фольклорный текст в мифологическом контексте // Удмуртская мифология. Ижевск, 2004. С. 54–66.

  5. Пчеловодова И. В., Анисимов Н. В. Из «России» в Сибирь... Современные экспедиционные заметки об удмуртах Красноярского края // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. Вып.1. С. 45–59.

  6. Пчеловодова И. В., Анисимов Н. В., Софронова Е. А. Музыкально-песенный фольклор переселенческой традиции удмуртов Красноярского края // Сибирский филологический журнал. 2021. № 2. С. 31–49.

  7. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. 304 с.

Поступила в редакцию 2023-01-20
Опубликована 2023-03-24
Раздел
Фольклористика
Страницы
60-76