КОМИ ДРАМАТУРГИЯ В ЗЕРКАЛЕ РЕВОЛЮЦИИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

  • Наталья Васильевна Горинова
    • Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН
Ключевые слова: коми драматургия, коми театр, первая треть ХХ в., В. Савин, Н. Попов, В. Чисталев, М. Лебедев, художественное направление, жанр, герой, двоемирие, женская тема, дилогия В. Савина, агитационно-пропагандистская деятельность, антирелигиозная тема

Аннотация

Статья посвящена изучению драматургии коми первой трети ХХ в. Здесь представлен обобщенный материал о развитии национальной драмы в период кардинальных общественных преобразований 1920-х гг. Автор концентрирует внимание на факторах, способствовавших становлению зырянской драмы и собственно коми национального театра, прежде всего выявляя значимость Социалистической революции в развитии культуры Коми края. В статье раскрывается роль действовавших в дореволюционном Усть-Сысольске любительских театров, а также воздействие фольклора народа коми на формирование основ театрального искусства в Коми. Ключевыми фигурами в развитии традиций коми драматургии в постреволюционное время становятся В. Савин, Н. Попов, В. Чисталев и М. Лебедев, зачинатели коми литературы и просветители своего народа. В статье выделены художественные направления, жанры, характерные для зырянской драматургии в 1920-1930-е гг., а также наиболее значимые в художественно-эстетическом плане пьесы. Исследователем раскрыты идейно-тематическое своеобразие пьес авторов первой трети ХХ в., связанные, прежде всего, с их агитационно-пропагандистской деятельностью. На начальном этапе становления коми драматургии писатели обличают традиционный образ жизни коми народа, представителей высших сословий, подвергают переосмыслению религиозные взгляды зырянина. Особое место в коми пьесах этого периода занимает женская тема, драматурги раскрывают изменение роли женщины в постреволюционном обществе, обретение ею независимости от догм прежней морали. Автор статьи выявляет эволюцию драматургии коми в отображении характера героя, ее постепенного перехода от показа готового и статичного характера к показу процесса становления советского человека.

Литература


  1. Вежев А. А. Драматургия // Очерки истории коми литературы. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1958. С. 50–54.

  2. Вежев А. А. Лебедев Михаил Николаевич // Коми советские писатели. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1968. С. 66–116.

  3. Ельцова Е. В. Как все начиналось: писательская организация в 1920-е гг. // Арт. 2020. № 3. С. 11–13.

  4. Куклина Р. И. Сюзь Матвей как образ человеческой души в дилогии В. Савина «Райын» (В раю) и «Инасьтöм лов» (Неприкаянная душа) // III Савинские чтения: материалы республиканской научно-практической конференции (Сыктывкар, 20–21 ноября 2003 г.). Сыктывкар, 2005. С. 101–106.

  5. Латышева В. А. Зарождение драматургии и театра народа коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1968. 104 с.

  6. Лимерова В. А. Над чем смеется зритель в комедиях Нёбдiнса Виттора? // III Савинские чтения: материалы республиканской научно-практической конференции (Сыктывкар, 20–21 ноября 2003 г.). Сыктывкар, 2005. С. 25–33.

  7. Мартынов В. И. Виктор Алексеевич Савин // История коми литературы. Т.2. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980. С. 167–182.

  8. Микушев А. К. Сельские вечера. Драматургия // Микушев А.К. На таежных просторах. М.: Современник, 1986. С. 139–171.

  9. Попова С. У истоков коми театра // Попова С. Страницы истории коми театра. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1965. http://foto11.com/komi/theatre/history1.php. (дата обращения: 27.08.2021).

  10. Федорова А. Н. Савин Виктор Алексеевич // Коми советские писатели. Сыктывкар: Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1968. С. 20–65.

  11. Куклина Р. И. Христианские мотивы в коми драматургии // Congressus nonus internationalis fenno-ugristarum (7-13.08.2000). Pars III. Summaria acroasium in sectionibus et symposiis factrum. Folkloristica, Etnolgia, Litteratura, Archaeologia, Antropologia, Genetica. Tartu, 2000. P. 268–269.

  12. Латышева В. А. Романтическое в повести, рассказе и драме коми на сюжет предания (из творчества М. Лебедева, К Жакова, В. Чисталева, Н. Фролова) // Congressus nonus internationalis fenno-ugristarum (7-13.08.2000). Pars III. Summaria acroasium in sectionibus et symposiis factrum. Folkloristica, Etnolgia, Litteratura, Archaeologia, Antropologia, Genetica. Tartu, 2000. P. 274–275.

  13. Лимерова В. А. Природа комического в дилогии В. Савина «В раю» и «Неприкаянная душа» // Congressus nonus internationalis fenno-ugristarum (7-13.08.2000). Pars III. Summaria acroasium in sectionibus et symposiis factrum. Folkloristica, Etnolgia, Litteratura, Archaeologia, Antropologia, Genetica. Tartu, 2000. P. 277.

  14. Cagnoli S. Lever de rideau sur le pays komi. Paris: L'Harmattan, 2018. 519 р.

  15. Valton A. Rahutu hing // Paljajalu pilvedel. valik some-ugri rahvaste näidendied. Tallin: Kirjastuskeskus, 2016. Lk. 4

Поступила в редакцию 2020-01-18
Опубликована 2023-03-24
Раздел
Литературоведение
Страницы
77-86