РАСТЕНИЯ В ДЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ-ПЕРМЯКОВ

  • Татьяна Геннадьевна Голева
    • Институт гуманитарных исследований Уральского отделения РАН – филиал Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН
Ключевые слова: коми-пермяки, детская культура, этноботаника, народная педагогика, детская народная биология, съедобные дикорастущие растения, игры, Троица

Аннотация

Статья посвящена изучению практик использования растений в детской культуре коми-пермяков на протяжении XX столетия. Исследование опирается на полевые материалы, собранные в начале XXI в. среди разных поколений коми-пермяков. Любые действия детей с растениями можно рассматривать как способ узнавания о мире флоры, постепенное включение молодого поколения во взаимодействие с природой. Описание детских практик позволяет определить, какие растения были интересны детям во время их досуга, по каким критериям их выбирали, для чего они служили. Можно назвать несколько функций растений в детских практиках: декоративные материалы, атрибуты игры, материал для игрушек и пищевой продукт. В народной праздничной культуре выделяются игры и ритуалы с березкой во время Троицы, в которых особые роли играли дети и молодежь. Единичные примеры свидетельствуют об использовании детьми растений в гигиенических и лечебных целях. В конце XX – начале XXI в. новым и пока редким для коми-пермяков явлением стало сооружение на деревьях детских домиков. Практики использования флоры в детской среде динамичны, обусловлены народной традицией, интересами детей и хозяйственно-экономическими изменениями жизни народа. Благодаря играм и забавам с цветами, листьями, ягодами и другими частями растений дети узнают об их особенностях и свойствах, умеют их идентифицировать, учатся оценивать их практическую пользу. Описанные действия с растениями довольно разнообразны, они позволяют развивать интеллектуальные и физические навыки подрастающего поколения.

Литература


  1. Ананьев Н. Деревня Суханы: документальная история одной деревни в трех частях. Соликамск, 2012. 232 с.

  2. Артемова О. Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1992. С. 17–55.

  3. Богочанова А. В. И рога, и копыта… // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, 28-30 октября 2015 г.). Вып. 9 / под ред. Т. К. Щегловой. Барнаул: АлтГПУ, 2015. С. 78–82.

  4. Волдина Т. В. Традиционные обско-угорские игры с косточками и другими роговидными материалами: структурно-типологический анализ // Вестник угроведения. 2019. № 3. Т. 9. С. 520–532.

  5. Воронина Т. А. Использование естественных растительных ресурсов в традиционном питании жителей Русского Севера (XIX – начало XXвека) // Традиционная культура. 2012. № 2. С. 84–94.

  6. Гресь Р. А. Этноботаника: отечественная и зарубежная парадигмы, направления и перспективы развития // Научный альманах. 2017. № 1-3 (27). С. 317–327.

  7. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Изд-во «Наука», 1980. 239с.

  8. Жуланова Н. И. Флейта Пана в деревенском быту коми-пермяков // Традиционная культура. 2002. № С. 43–54.

  9. Иллюстрированный определитель растений Пермского края / С. А. Овсенов, Е. Г. Ефимик, Т. В. Козьминых и др. Пермь: Книжный мир, 2007. 743 с.

  10. Климов В. В. Корни бытия: этнографические заметки о коми-пермяках: на коми-перм. и рус. яз. Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2007. 368 с.

  11. Климов В. В., Чагин Г. Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2005. 256 с.

  12. Колосова В. Б. Славянская этноботаника: очерк истории // Этноботаника: растения в языке и культуре (ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т.VI. Ч. 1). СПб: Изд-во «Наука», 2010. С. 7–30.

  13. Лебедева Т. П., Ткаченко К. Г. Особенности использования карелами и русскими растений местной флоры в качестве лекарственных и пищевых // Традиционная медицина. 2016. № 4. С. 43–52.

  14. Лобанова А. С. О культурной коннотации коми-пермяцких фитонимов пикан, пистик, горадзуль // Филология в XXIвеке: методы, проблемы, идеи. Материалы V Всеросс. научн. конф. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2017. С. 240-248.

  15. Материалы для словаря коми-пермяцких названий растений [Электронный ресурс] / авт.-сост.: Е. Л. Федосеева, И. И. Русинова, А. С. Лобанова, Ю. А. Шкураток, А. В. Кротова-Гарина. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т. 2021. 116 с. URL: http://www.psu.ru/nauka/elektronnye-publikatsii/monografii-123123/materialy-dlya-slovarya-komi-permyatskikh-nazvanij-rastenij. (10 декабря 2022).

  16. Морозов И. А. Игровой «дом» (в контексте современных игровых практик) // Очерки русской народной культуры. М.: Наука, 2009. С.737–779.

  17. Муллагулов М. Г. Архаичные способы хозяйства у башкир: традиции и новации. Уфа: Китап, 2014. 176 с.

  18. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М.: Типо литография В. Ф. Рихтер, 1895. 368 с.

  19. Попова Е. В. Игрушки из растений в детской игровой культуре удмуртов и бесермян // Традиционная культура. 2005. № 3. С. 85–93.

  20. Пьянкова Т. А. Народная игрушка коми (зырян) // Мир детства в культуре коми / Сост. О. З. Остапова, Т. И. Чудова. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2013. С. 53–58.

  21. Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков // Пермский сборник. М., 1860. Кн. 2. С. 1–127.

  22. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстративная энциклопедия / Авт.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. СПб: Искусство – СПБ, 2006. 566 с.

  23. Семенова В. А., Чудова Т. И. Народная культура коми (зырян): учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2010. 146 с.

  24. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

  25. Сунцова Н. Ю. Грибы и дикорастущие растения в системе питания удмуртов // Современная удмуртская культура. Т. 1. Таллин: Tallinn University Press, 2020. С. 281–324.

  26. Coley J., Solomon G., Shafto P. The Development of Folkbiology: A Cognitive Science Perspective on Children’s Understanding of the Biological World // Children and nature: psychological, sociocultural, and evolutionary investigations / Ed. by Peter H. Kahn, Jr. and Stephen R. Kellert. Cambridge, Massachusetts, London: The MIT Press, 2002. Р. 65–90.

  27. Gatt S., Tunnicliffe S. D., Borg K., Lautier Young Maltese children's ideas about plants // Journal of Biological Education. 2007. Vol. 41. Is. 3. P. 117–122.

  28. Inagaki K., Hatano G. Young children’s recognition of commonalities between animals and plants // Child Development. Vol.67. P. 2823–2840.

Поступила в редакцию 2023-03-13
Опубликована 2023-06-26
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
255-267