ПОЭТ ЭРЗЯНСКО-РУССКОГО ПОГРАНИЧЬЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР АЛЕКСАНДРА ШАРОНОВА

  • Алексей Андреевич Арзамазов
    • Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова: национальная литература, русский язык, эрзянская культура, фольклор, мифология, образная система, этнография, любовная лирика

Аннотация

В статье рассматривается стихотворное творчество известного эрзянского поэта и филолога, этнографа Александра Марковича Шаронова. В сферу исследования попал репрезентативный текстовой корпус, вошедший в сборник «Планета Эра» и охватывающий сорок лет литературной и научной жизни автора. Выявляется, что поэзия для А. М. Шаронова - одна из ключевых культурных форм этнической рефлексии, пространство конструирования этноутопических хронотопов. В своей стиховой действительности поэт апробирует собственные этнографические концепции, развивает гипотезу о разнородном родстве мордвы (эрзи) и русского народа. Прочитываются стихотворения геополитической тематики, включающие в себя индивидуально-авторское представления о современном мироустройстве, «полюсах» добра и зла. Особое внимание уделяется любовной лирике, для которой характерны тональность исповедальности, ностальгии, актуализация природно-пейзажного кода и этнической идентичности женского образа. Ставится вопрос о решении автора выбрать русский язык в качестве основного инструмента письма, критериях отождествления художественной модели мира писателя с национальной традицией. Поэтические практики А. М. Шаронова интересны и в сравнительно-сопоставительном аспекте, в контексте русскоязычного творчества других национальных писателей, представляющих народы России.

Литература

1. Арзамазов А. А. Литература народов России: Литература народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Юрайт, 2021. 248 с.
2. Арзамазов А. А. Марийско-удмуртские поэтические параллели и контрасты. Опыт компаративного прочтения. Казань: Издательство АН РТ, 2022. 316 c.
3. Бахтикереева У. М. Творческая билингвальная личность: национальный русскоязычный писатель и особенности его русского художественного текста. М.: Изд-во «Триада», 2005. 192 с.
4. Валуйцева И. И., Хухуни Г. Т. Литературный билингвизм: за и против // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 5. С. 298-303.
5. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (Билингвизма). М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014.162 с.
6. Гируцкий А. А. Белорусско-русский художественный билингвизм: типология и история, языковые процессы. Минск: Университетское, 1990. 175 с.
7. Жиндеева Е. А. По координатам жизни. Эволюция русскоязычной прозы Мордовии. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева. 2006. 168 с.
8. Каторова А. М. Основные направления развития мордовской литературы в начале XXI в. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2013. № 1 (25). С. 122-131.
9. Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги). Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2007. 258 с.
10. Мазанаев Ш. А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала: Юпитер, 1997. 262 с.
11. Налдеева О. И. Современная мордовская поэзия: основные тенденции и художественные ориентиры: монография. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2013. 285 с.
12. Султанов К. К. От Дома к Миру. Этнонациональная идентичность в литературе и межкультурный диалог. М.: Наука, 2007. 302 с.
13. Султанов К. К. Угол преломления. Литература и идентичность: коммуникативный аспект. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 352 с.
14. Хугаев И. С. Генезис и развитие русскоязычной осетинской литературы. Владикавказ: Ир, 2008. 559 с.
15. Хухуни Г. Т. Литературный билингвизм: прошлое и настоящее // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15. № 2. С. 277-288.
16. Шаронов А. М. Планета Эра: стихи, поэмы, повести, рассказы. Саранск: Лит. фонд России, 2014. 544 с.
17. Cahnmann M. Reading, Living, and Writing Bilingual Poetry as ScholARTistry in the Language Arts Classroom // Language Arts. March 2006, Vol. 83 Issue 4. Pp. 342-352.
18. Kellman S. G. Literary translingualism: What and why? // Polilinguality and Transcultural Practices. 2019. Vol. 16. No. 3. Pp. 337-346.
Поступила в редакцию 2023-03-31
Опубликована 2023-09-29
Раздел
Литературоведение
Страницы
363-371