ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ СААМСКОГО ЯЗЫКА» (НАПРАВЛЕНИЕ «ФИЛОЛОГИЯ»)

  • Виктория Борисовна Бакула
    • Мурманский арктический университет
  • Анастасия Вячеславовна Коренева
    • Мурманский арктический университет
  • Оксана Викторовна Саватеева
    • Мурманский арктический университет
Ключевые слова: саамский язык, ревитализация языка, технологии передачи языка, проблема преподавательских кадров, коренной малочисленный народ Севера

Аннотация

Вопрос ревитализации саамского языка - языка коренных жителей Кольского полуострова - стоит сегодня как никогда остро. К причинам угасания саамского языка относятся проблема межпоколенческой передачи, старение носителей языка, его невостребованность в среде саамов и на государственном уровне, отход саамов от традиционных промыслов и традиционного образа жизни, функционирование двух орфографических систем, длительность воздействия на саамский язык русского языка, дисперсность проживания коренного народа, на сегодняшний день еще и отсутствие образовательной среды: с 2004 года саамский язык преподается только как факультатив или кружок 1 раз в неделю. Всё это требует комплексных и продолжительных во времени усилий. В статье рассматривается вариант решения одной из проблем - подготовки научных и преподавательских кадров, могущих взять на себя ответственность за сохранение языка, его передачу. В работе обосновывается актуальность и необходимость открытия магистерской программы по направлению «45.04.01 Филология. Технологии преподавания саамского языка»; рассказывается о ресурсах, имеющихся в Мурманском арктическом государственном университете для реализации такой магистратуры, раскрывается структура программы. Как пример практической направленности образовательного процесса анализируется учебная, ознакомительная практика, общей целью которой является выяснение ситуации с преподаванием саамского языка в с. Ловозеро (месте компактного проживания саамов). Делается вывод о том, что магистратура в будущем способна стать важным источником подготовки научных кадров в области исследования, обучения и передачи языка коренного малочисленного народа с помощью новых технологий.

Литература

1. Агранат Т. Б. Правила орфографии для младописьменного языка: случай кильдинского саамского // Родной язык. Лингвистический журнал. 2021, № 1. С. 30-42.
2. Антонова А. А. Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере: материалы Международной научной конференции, 10-11 марта 2011 г. Мурманск: МГГУ, 2012. С. 48-55.
3. Бакула В. Б. Несколько письменных традиций кильдин-саамского языка как основная проблема его сохранения и преподавания // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 146-160.
4. Бакула В. Б. Проблемы методического обеспечения преподавания саамского языка // Обучение языкам в полиэтнической среде региона: сборник научных статей по итогам Всероссийского с международным участием научно-практического семинара «Обучение языкам в полиэтнической среде региона» (Мурманск, 8 апреля 2022 года): сборник статей / кол. авторов; под ред. А. В. Кореневой. Москва: РУСАЙНС, 2022. С. 20-25.
5. Бакула В. Б., Коренева А. В., Рычкова Т. А. Отношение российских саами к изучению родного языка // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8. С. 109-114.
6. Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S3. 0,4 п. л. URL: http://e-koncept.ru/2017/470039.htm (дата обращения: 07.04.2023).
7. Иванищева О. Н. Проблемы сохранения языка коренного малочисленного народа Кольского Севера и перспективы двуязычного образования // Материалы Международной научной конференции «Двуязычное образование: теория и практика» (26-28 апреля 2011 г., Хельсинки, Финляндия) / под ред. М. В. Копотева, Е. Ю. Протасовой. Хельсинки: Хельсинский университет; СПб.: Златоуст, 2011. С. 108-109.
8. Иванищева О. Н. Зоонимикон кильдинского диалекта саамского языка: учебный культурологический словарь / О. Н. Иванищева, Ю. С. Митина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. Мурманск: МАГУ, 2015. 108 с.
9. Иванищева О. Н. Сохранять или не сохранять? Проблемы преподавания языка малого этноса (на материале саамского языка) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(48), 2015. URL: http://nkras.ru/publ/index.php/publ/journals (дата обращения: 21.02.2012).
10. Иванищева О. Н., Бутылева А. М. Обучение саамскому языку в условиях дисперсного проживания коренного населения Мурманской области (К обоснованию актуальности внедрения системы дистанционного обучения) // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера: Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Под науч. ред. И. Л. Набока: В 2-х ч. Ч.1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С.421-423.
11. Каторова А. М. Проблемы преподавания родных языков и литератур в местах компактного проживания финно-угорских народов Российской Федерации // Финно-угорский мир. 2015. № 1. С. 62-65.
12. Кибрик А. А. Cохранение языкового разнообразия России: контуры программы [Электронный ресурс] // Социолингвистика. 2020. № 1. С. 17-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-yazykovogo-raznoobraziya-rossii-kontury-programmy (дата обращения: 12.02.2023).
13. Кондрашкина Е. А. Будущее языков финно-угорских народов Российской Федерации // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. №2. URL: https://journals.udsu.ru/finno-ugric/article/view/6110 (дата обращения: 05.03.2023).
14. Кондрашкина О. В. Возможная утрата саамского языка. Целесообразность его поддержки // Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы VIII научно-практической конференции с международным участием Северо-Западного института (филиала) АНО ВО МГЭУ 8 февраля 2021 г. Мурманск. Москва: МГЭУ, 2021. С. 122-128.
15. Кучинский М. Г. Письменность восточных саами. Социальная история саамского алфавита в России. 2013. URL: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/KuchinskiyMG/KuchinskiyMG_Ustoychivoe-social-razvitie_2013_s305-310/index.html (дата обращения: 20.02.2023).
16. Рычкова Т. А. Медиа как языковая среда для носителей саамского языка // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 286-391.
17. Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Российской Федерации, Мурманский гос. гуманитарный ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. Мурманск: МГГУ, 2013. 222 с.
18. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов: (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. Мурманск: МГГУ, 2014. 249 с.
19. Hinton L. Language Revitalization: An Overview. The green book of language revitalization in practice. Ed. by Leanne Hinton, Ken Hale. New York: Academic Press, 2001. Pp. 1-18.
20. King J. Te kōhangab reo: Māori language revitalization. The green book of language revitalization in practice. Ed. by Leanne Hinton and Ken Hale, 123. New York: Academic Press, 2001. Pp. 119-131.
21. Moseley Ch. (ed.) Atlas of the World‘s Languages in Danger. 3rd edn. Paris, UNESCO Publishing, 2010. Available at: http://www.unesco.org/culture/en/endangeredlanguages/atlas (дата обращения: 12.02.2023).
22. Pasanen A. Revitalization of Inari Saami: reversal language shift in changing speech community [PPT document]. 2010. Retrieved from SlideShowes Web site: http:// slideshowes.com/doc/351323/revitalization-of-inari-saami-reversal-language-shift-in/ (дата обращения: 12.02.2023).
23. Scheller E. Kola Sami language revitalisaition - opportunities and challenges // Ethnic and Linguistic Context of Identity: Finno-Ugric Minorities. Uralica Helsingiensia 5. Helsinki, 2011. Pp. 392-394.
24. Scheller E. The Sami Language Situation in Russia // Ethnic and Linguistic Context of Identity: Finno-Ugric Minorities. Uralica Helsingiensia, 2011, no.5, pp. 79-96.
Поступила в редакцию 2023-04-18
Опубликована 2023-09-29
Раздел
Инновации, технологии
Страницы
419-428