МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПО УРОВНЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОНАПОЛНЕННОСТИ ЖИЗНИ

  • Юлия Александровна Дмитриева
    • ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
  • Светлана Юрьевна Коробова
    • ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Ключевые слова: повседневный стресс, переживание стресса, свойства темперамента, жизнестойкость, личностные свойства, психодинамические свойства

Аннотация

Обосновывается актуальность изучения ресурсов переживания стрессовых ситуаций в современных условиях динамически изменяющегося мира. Представлены результаты исследования, программа которого включала диагностику показателей: уровень переживания стресса («Шкала психологического стресса» Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона, адаптация Н.Е. Водопьяновой); уровень стрессонаполненности жизни («Стрессонаполненность жизни» Т.Х. Холмса, Р.Х. Райх); свойства темперамента (опросник В.М. Русалова); жизнестойкость (опросник С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.В. Рассказовой); стратегические установки выбора жизненного пути («Типология личностного выбора жизненного пути» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой). В исследовании приняли участие 106 студентов. Выборка была разделена на подгруппы по соотношению показателей уровня переживания стресса и стрессонаполненности жизни: 1) студенты с высоким уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни (n1=22 человека); 2) студенты с уровнем переживания стресса выше среднего значения, стрессонаполненностью жизни ниже среднего значения (n2=25 человек); 3) студенты с уровнем переживания стресса выше среднего значения, а стрессонаполненностью жизни - ниже среднего значения (n3=18 человек); 4) студенты с низким уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни (n4=41 человек). Были получены значимые различия по личностным (по всем шкалам опросника жизнестойкости, по шкале «рефлексии и поддержки внутренней сложности») и по психодинамическим свойствам (по шкалам эргичности и социальной эргичности, эмоциональности и социальной эмоциональности, пластичности). Построена модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни, диагностическая чувствительность которой составляет 92,5 %.

Литература

1. Величковская С.Б. Влияние индивидуально-психологических характеристик личности на выбор стратегий совладающего поведения // Вестн. Московского гос. лингв. ун-та. Серия: Образование и педагогические науки. 2011. № 613.
2. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: дис. … канд. психол. наук, М., 2007. 195 с.
3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.
4. Грязева-Добшинская В.Г., Мальцева А.С. Типология личностного выбора жизненного пути: описание методики и результаты психометрической проверки // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2016. № 2.
5. Зеленова М.Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности // Социальная психология и общество. 2013. № 1.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб., 2008.
7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
8. Михеева А. В. Особенности стрессоустойчивости и тревожности у мужчин и женщин // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 2.
9. Наследов А. IBM Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2013.
10. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. М., 1992.
11. Тарабрина Н. В., Журавлев А. Л., Сергиенко Е. А., Харламенкова Н. Е. Повседневный и травматический стресс: современные направления исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М., 2017.
12. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестн. Витебск. гос. мед. ун-та. 2011. № 1.
13. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психодинамические свойства как предикторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2017. №1.
14. De Jong G.M., van Sonderen E., Emmelkamp P.M.G. A comprehensive model of stress - The roles of experienced stress and neuroticism in explaining the stress-distress relationship // Psychotherapy and psychosomatics. 1999. Vol. 6.
15. Shields G.S., Toussaint L.L., Slavich G.M. Stress-related changes in personality: A longitudinal study of perceived stress and trait pessimism // Journal of research in personality. 2016. Vol.64.
16. Имашева Л.Т., Сидоренко Е.В. Связь компонентов эмоционального интеллекта с показателями темперамента // Науч. исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2017. Т. 5.
17. Мальцева А.С. Выбор творческого жизненного пути личности в контекстах социальных взаимодействий: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2011. 210 с.
Поступила в редакцию 2018-01-24
Опубликована 2018-06-28
Раздел
Психология
Страницы
159-165