ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА

  • Сергей Леонидович Леньков
    • ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
  • Надежда Евгеньевна Рубцова
    • ФГБУ«Российская академия образования»
  • Татьяна Борисовна Мацюк
    • ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
Ключевые слова: волонтерская деятельность, студенты, психологический потенциал, развивающий потенциал, регрессивный потенциал, психолого-педагогические условия

Аннотация

В исследовании, выполненном на стыке педагогической психологии, психологии труда и социальной психологии с теоретико-методологических позиций системного, субъектного, субъектно-информационного, деятельностного, личностного и психолого-гуманистического подходов, рассмотрен психологический потенциал волонтерской активности студентов. Выявлена специфика студенческого волонтерства по отношению к феноменам добровольчества и волонтерства в целом, а также по отношению к волонтерской активности иных социальных групп. В контексте исследования уточнено соотношение понятий «психологический потенциал» и «психологический ресурс». Показан амбивалентный характер психологического потенциала волонтерской активности студентов по отношению к позитивным и негативным тенденциям развития. Выделены два соответствующих альтернативных типа данного потенциала - развивающий и регрессивный. Рассмотрены сущностные характеристики данных типов психологического потенциала и примеры их проявления. Обсуждаются базовые психолого-педагогические условия, способствующие реализации развивающего потенциала волонтерской активности студентов.

Литература

1. Адлер А. Наука жить / пер. с англ. Киев: Port-Royal, 1997.
2. Баланян М.Н. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2015.
3. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, Вып. 1. С. 86-99.
4. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн. 1. М.: Экономика, 1989.
5. Болотова Л.В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2007.
6. Большая психологическая энциклопедия. URL: https://psychology.academic.ru
7. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (1896-1912) / М.И. Михельсон. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/michelson_new/
8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Гидрометеоиздат, 1990.
10. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2010.
11. Зачиняева Е.Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логопедов): автореф. дис. … канд. пед. наук. Владивосток, 2012.
12. Ивин А.А. Философия истории. М.: Гардарики, 2000.
13. Индикаторы образования: 2017. Статистический сб. ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017
14. Конвисарева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2006.
15. Костюченко М.О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности): автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2017.
16. Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. с англ. и нем. СПб.: Сенсор, 2000.
17. Леньков С.Л. Методология субъектно-информационного подхода к психологическим исследованиям деятельности // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. ст. межд. науч.-практ. конф. М.: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии, 2016. С. 164-169.
18. Леньков С.Л., Мацюк, Т.Б. Миросозидательная функция волонтерства // Материалы VII междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация» (Ижевск, 5-7 апреля 2018 г.). Ижевск, 2018. (в печати).
19. Леньков С.Л., Мацюк Т.Б. Сравнительный системный анализ феноменов добровольчества и волонтерства // Системная психология и социология. 2018. № 1. (в печати).
20. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
22. Маковей Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2006.
23. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. М.: Смысл, 1999.
24. Михельсон А.Д. Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. М.: А.И. Манухин, 1865.
25. Национальная философская энциклопедия. URL: http://terme.ru
26. Новикова Г.В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2013.
27. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: автореф. дис. … докт. социол. наук. Нижний Новгород, 2016.
28. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
29. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: автореф. дис.. докт. пед. наук. Елец, 2011.
30. Трохина А.В. Занятость волонтеров в России: формирование и регулирование: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2012.
31. Указ Президента РФ от 27.11.2017 № 572 «О Дне добровольца (волонтера)». URL: http://www.pravo.gov.ru
32. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1952.
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с изменениями 2017 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru
34. Франкл В. Доктор и душа / пер. с англ. СПб.: Ювента, 1997.
35. Фромм Э. Человек для себя / пер. с англ. Мн.: Коллегиум, 1992.
36. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2013.
37. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера. М.: Прогресс, 1964-1973. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/vasmer/
38. Юнг К.Г. Архетип и символ / пер. с англ. М.: Ренессанс, 1991.
39. Gibson J.J. The Ecological Approach to Visual Perception. Boston: Houghton Mifflin, 1979.
40. Lenkov S.L., Rubtsova N.E., & Nizamova E.S. The Dark Triad of Personality and Work Efficiency of Kindergarten Teachers // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. Vol. 33. pp. 196-211. URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.12.20
41. Noordegraaf M.A. Volunteering: Is it a Waste of Time or Best Experience Ever? // The Sport Journal. 2016. pp. 1-16. URL: http://thesportjournal.org/archive/
42. Norman D.A. Affordances and Design. URL: http://www.jnd.org/dn.mss/affordances_and.html
43. Whillans A.V. et al. Does volunteering improve well-being? / A.V. Whillans, S.C. Seider, R. Dwyer, L. Chen, S. Novick, K.J. Graminga, B.A. Mitchell, V. Savalei, S.S. Dickerson, & E.W. Dunn // Comprehensive Results in Social Psychology. 2017. URL: http://dx.doi.org/10.1080/23743603.2016.1273647
Поступила в редакцию 2018-02-07
Опубликована 2018-06-28
Раздел
Психология
Страницы
202-212