ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СВЯЗЬ С УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА

  • Игорь Юрьевич Цыганов
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Маргарита Леонидовна Ованесбекова
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Татьяна Геннадьевна Фомина
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Варвара Ильинична Моросанова
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
Ключевые слова: осознанная саморегуляция учебной деятельности, возрастные особенности, академическая успешность, подростки

Аннотация

Цель исследования - изучение возрастной специфики стилевых особенностей осознанной саморегуляции суворовцев, а также связи регуляторных особенностей с их академической успешностью. Исследование проведено на выборке учащихся Московского Суворовского военного училища ( N =413) в возрасте от 11 до 18 лет. Для исследования возрастных особенностей саморегуляции использовалась опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М ЭКСПРЕСС». Также были собраны сведения об академической успеваемости (годовые оценки по русскому языку). Результаты показали, что самый высокий уровень показателей саморегуляции наблюдается в группе 11-12 лет, самый низкий - в группе 12-13 лет и средний - в группе 16-18 лет. При этом наиболее тесная связь саморегуляции с успешностью обучения прослеживается в возрастной группе учащихся 12-13 лет. Проведенное исследование позволило выявить особенности в возрастной специфике развития как общего уровня осознанной саморегуляции учебной деятельности учащихся, так и отдельных ее показателей. Связь саморегуляции с успешностью обучения имеет свою специфику в отношении различных возрастных групп.

Литература

1. Иванова М.В. Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в Суворовском военном училище // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 175-178.
2. Копылова Н.В., Анцибор Ю.А. Особенности психологического сопровождения воспитанников суворовских военных училищ в период адаптации к учебной деятельности: статья // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 75-85.
3. Кравченко Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 24 с.
4. Маняткина Н.В., Демченко С.В. Некоторые аспекты формирования элиты Вооруженных Сил России // Образование элитного качества: стратегия, содержание, технологии. Ставрополь, 2015. С. 68-70.
5. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека: 2-е изд.: монография / Ин-т психологии РАН; Психол. ин-т РАО. М.: Наука, 2012. 519 с.
6. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека: методическое пособие. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
7. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопр. психологии. 2016. № 2. С. 109-123.
8. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопр. психологии. 2016. № 2. С. 124-135.
9. Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Демченко С.В., Пичкур А.Д. Возрастные особенности и динамика развития осознанной саморегуляции у учащихся военного училища // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (08-10 октября 2015 г.). Ч. 1: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции» / под общ. ред. А.В. Бурмистровой-Савенковой, Т.Н. Банщиковой и др. Кисловодск; Москва: ООО Изд. Дом «ТЭСЭРА», 2015. С. 71-77.
10. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестн. практич. психол. образования. 2011. №. 1. С. 45-54.
11. Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Ованесбекова М.Л. Возрастные особенности осознанной саморегуляции младших подростков // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV международной научно-практической конференции (08-10 октября 2015 г.). Ч. 1: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции» / под общ. ред. А.В. Бурмистровой-Савенковой, Т.Н. Банщиковой и др. Кисловодск; Москва: ООО Издательский Дом «ТЭСЭРА», 2015. С. 132-136.
Поступила в редакцию 2016-10-07
Опубликована 2016-12-26
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
113-117