ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Александр Аркадьевич Баранов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ринат Наильевич Шарафутдинов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: проектирование, проектная компетентность, проблемное обучение, инновационная педагогика, интерактивное обучение

Аннотация

В статье представлен анализ проблем, связанных с несоответствием качества подготовки выпускников вузов высоким требованиям работодателей. Показано, что современный выпускник вуза должен, прежде всего, быть конкурентоспособным, обладать креативностью, активно действовать и легко адаптироваться к потребностям социума; быть способным к непрерывному развитию, самообразованию, к инновационной деятельности. Инновационный потенциал выпускника вуза предполагает формирование у него проектной компетенции, что даёт ему возможность успешно конкурировать на современном рынке труда. Проведенные авторами исследования позволили разработать новую форму проведения лекционных занятий, способствующую формированию проектной компетенции у будущих бакалавров педагогического образования и профессионального обучения. Эта форма получила название «Проблемно-проектная лекция», задача которой обеспечивать интеграцию методического, предметного и проектного направлений подготовки бакалавров. Такая форма лекции предполагает создание диалоговых ситуаций в формах собеседований и дискуссий с целью акцентировать внимание студентов на самостоятельном выявлении проблем. Структура проблемно-проектной лекции отражает структуру инновационной деятельности, включая в себя главные её компоненты: познавательная деятельность, поиск проблем, нахождение идей, разработка и реализация идей в виде проектной деятельности, внедрение разработок в практику. Систематическое проведение лекций в такой форме поможет становлению инновационного потенциала бакалавров. Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность предложенной формы проведения лекционных занятий в формировании проектной компетенции у будущих бакалавров.

Литература

1. Дудышева Е.В. Междисциплинарное проектирование в предметно-профессиональной подготовке будущих учителей информатики // Известия Российского гос. пед. Ун-та им. А.И. Герцена. 2010. № 105. С. 82-86.
2. Игна О.Н. Проектная технология в профессионально-методической подготовке учителя // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2014. № 10. С. 207-210.
3. Шарафутдинов Р.Н. Дидактические условия подготовки будущего учителя технологии к педагогическому проектированию: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ижевск. РГБ, 2007. С. 18-24.
Поступила в редакцию 2016-07-18
Опубликована 2016-09-26
Раздел
Педагогика
Страницы
103-109