СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНОСТИ «НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

  • Анна Валерьевна Гаврилова
    • Академия психологии и педагогики Южного федерального университета
Ключевые слова: «новое поколение», поколение Z, ментальность поколений, традиционная, инновационная, переходная, постинновационная ментальность, ценности поколения, направленность личности в общении

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей ментальности представителей «нового поколения» (годы рождения после 2000 г.). Рассматривается классификация поколений, дается характеристика различных типов ментальности поколений. Эмпирически посредством методики измерения типа ментальности (В.И Пищик) выявлено, что у представителей «нового поколения» доминирует инновационный тип ментальности, посредством методики культурно-ценностный дифференциал (Г.У. Солдатова и др.) выявлена ориентация представителей «нового поколения» на индивидуальные ценности, на изменения, на неподчинение власти. Посредством методики направленность личности в общении С.Л. Братченко выявлена альтероцентрическая направленность в общении представителей «нового поколения». Делается вывод о статистически значимых различиях в представлениях о групповых ценностных ориентациях «нового поколения», Бэби-Бумеров и X. а также о том, что дети, рожденные в 2000 г., в полной мере не относятся к «новому поколению», в классификации Н. Хоува и У. Штраусса - поколение Z, скорее, они представляют переходную группу, которой присущи черты и предыдущего, и последующего поколений.

Литература

1. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 23.
2. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80-88.
3. Howe N., Strauss W. Generations: The History of Americas Future, 1584 to 2069. N.Y.: Quill William Morrow, 1991.
4. Pishik V.I. “The loss” of generations' traditional subjectity as the phenomenon of mentality transformation // Психологический журнал. 2010. Vol. 31. Issue 2. pp. 20-27
5. Семенова В.В. Современные концепции и эмпирические подходы к понятию «поколение» в социологии // Ю.А. Левада, Т. Шанин (ред.). Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. М.: НЛО, 2005.
6. Фуколова Ю. Игрек неизвестный // Журнал «Коммерсанть Секрет Фирмы». 2014. № 6. С. 38 URL: http://www.kommersant.ru/doc/2483995.
7. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos.
8. Шамне А.В. Социально-психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями) // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 35. С. 9. URL: http://psystudy.ru.
9. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 4 (15). URL: http://medpsy.ru.
10. Павлова Е.А. Особенности применения дистанционного обучения с учетом теории поколений // Вестник МПГУ. Сер. Информатика и информатизация образования. 2012. № 1 (23). С. 64-68.
11. Пищик В.И. Ментальность поколений: психологические исследования. Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010.
Поступила в редакцию 2016-03-18
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
58-63