ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ

  • Владимир Петрович Овечкин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Алексей Евгеньевич Причинин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Нина Юрьевна Ерофеева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: педагогическая технология, модель, родовое понятие технологии, проектирование, образовательные процедуры, образовательная среда

Аннотация

Для сохранения устойчивости жизни в обществе актуализируется технологическая парадигма развития. Термин «технология» становится атрибутом большинства видов деятельности. Не является исключением и система образования. Педагогическая технология призвана обеспечить подготовку обучающегося к эффективной деятельности в изменяющемся мире. Однако понятие педагогической технологии, её структура и классификация далеки от совершенства: основаны они главным образом на внутренних проблемах и идеях их решения. Кроме того, структура и состав педагогической технологии отличаются фрагментарностью и низким уровнем системности. В статье предложены определение педагогической технологии, её структура в форме модели и механизм проектирования на основе принципов системного анализа. Системообразующее основание проектирования и реализации педагогической технологии - разность между востребованным (требуемым) состоянием учащегося, которого ему необходимо достигнуть для успешной и устойчивой жизни и деятельности в изменяющейся социокультурной среде, и его исходным состоянием.

Литература

1. Алтайцев А.М. Современные образовательные и информационные технологии. Управление самостоятельной работой студентов. Организация процесса воспитания и самоуправление студентов вузов / Аналит. обзор №4. Минск: ЦПРО Белорусского гос. ун-та, 2002. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/9693.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004. 366 с.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.
4. Образовательные технологии: учеб.-метод. пособие / А.П. Чернавская, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова и др. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. 107 с.
5. Овечкин В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования: Монография. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 220 с.
6. Овечкин В.П., Галашев В.А. Выпускная квалификационная работа: подготовка, выполнение, защита: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. 103 с.
7. Овечкин В.П. Общее образование и устойчивость человека и общества // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 2015. С. 205-209.
8. Овечкин В.П. Проблемы проектирования образовательных программ: когнитивно-репродуктивная и креативно-деятельностная парадигмы: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. «Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики» 27-29 апр. 2011г. / под ред. О.А. Фиофановой. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2011. С. 42-45.
9. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: сб. науч. тр. Екатеринбург: РГППУ, 2005. С. 5-19.
10. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пос. для вузов. М.: Высш. шк., 1989. 367 с.
11. Причинин А.Е. Риски образовательных проектов как фактор деструктивности образовательной деятельности поколения // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XVIII Междунар. науч.-практич. конф. 3 октября 2014 г. / Науч.-инф. издат. Центр «Институт стратегических исследований». М.: Спецкнига, 2014. 87-91.
12. Ракитов А.И. Техника и технология // Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 566.
13. Садовский В.Н.Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974. 280 с.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. для студентов вузов. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
15. Теория и практика образовательной технологии / Науч. ред. В.В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий, 2004. 192 с.
16. Yarullin I.F., Prichinin A.E., Sharipova D.Y. Risk management of an education project IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11, № 1. С. 45-56.
Поступила в редакцию 2019-01-10
Опубликована 2019-02-20
Раздел
Педагогика
Страницы
94-102