ПРАМОНОТЕИЗМ В ДРЕВНИХ КУЛЬТУРАХ ХАКАСИИ И УДМУРТИИ (ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ)

  • Денис Георгиевич Голубев
    • Хэйлунцзянский университет, Харбин (КНР)
  • Евгений Владимирович Никольский
    • Карпатский университет имени Августина Волошина
Ключевые слова: Хакасия, тазминская культура, удмурты, Высшее Существо, оленные камни, менгиры, петроглифы, личины, вотяки, Инмар, Керемет, прамонотеизм

Аннотация

В статье авторы анализируют археологические артефакты, сопоставляя космогонические представления древних народов (тазминцев и вотяков) на территории России, и приходят к выводу о существовании в их духовной культуре понятий о Высшем Существе, творце вселенной и человека. Свои исследования авторы связывают с теорией прамонотеизма В. Шмидта, что позволяет трактовать отдельные религиозные практики данных этносов как протохристианские, имеющие глубокие духовные корни и связи с более древними народами Передней Азии и Двуречья. До сих пор на территории России существуют малые народности, сохраняющие в своей духовной культуре следы первобытного монотеизма. Многие народы не были исследованы ранее на предмет их принадлежности прамонотеизму, среди них - тазминцы и древние вотяки. Ритуальные камни, сакральные тексты и древние традиции составляют тот духовный пласт их культуры, благодаря которому исследователи проводят реконструкцию религиозной картины мира.

Литература

1. Бехтерев В. Вотяки. Их история и современное состояние: Бытовые и этнографические очерки // Вестник Европы. 1880. Т. 5, № 9.
2. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.
3. Голубев Д.Г. Религиозные представления о Творце мира в первобытной культуре народов Дальнего Востока: нивхов и нанайцев // Христианское чтение. 2013. № 3.
4. Грязнов М.П., Шнейдер Е.Р. Древние изваяния минусинских степей. М., 1989.
5. Дэвлет М.А. Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. Институт археологии академии наук СССР. М., 1990.
6. Зубов А.Б. История религий. Книга первая: доисторические и внеисторические религии. М.: Имка-Пресс, 1997.
7. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. М., 1986.
8. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск, 1992.
9. Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. МГУ, 1960.
10. Крекнин С.К. Вотяки Глазовского уезда и краткий очерк христианской миссии среди них // Вятские епархиальные ведомости. 1899. № 11.
11. Окладников А.П. Загадочные личины Азии и Америки. М., 1994.
12. Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 1-5. М.: Книга по требованию, 2012.
13. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М., 2005.
14. Савинов Д.Г. Наскальные изображения в стиле оленных камней. СПб: СПбГУ, 1994.
15. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР/ МИА. - №165. М., 1969.
16. Kohl K.H. Handbuch religionwissenschaftlicher Grundbegriffe. Koeln: Zeit, 1998. Bd. 4.
17. Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Eine historisch-kritische und positive Studie. Die Religionen der Urvölker Afrikas / Wilhelm Schmidt. Münster: Aschendorffsche Verlags-buchhandlung, 1933. Bd. 4.
18. Schmidt W. Wie älteste Menschheitsreligionen Ehrfurcht pflegten // Die Familie. Archivum Anthropos Institut. Luzern: SVD. № 4. Januar, 1948.
19. Schmitz C.A. Religions-Ethnologie. Frankfurt a. M. : Akademische Verlagsgesellschaft, 1964.
Поступила в редакцию 2019-01-10
Опубликована 2019-02-20
Раздел
Междисциплинарные исследования
Страницы
103-107