НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА: О РИСКАХ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

  • Алексей Анатольевич Мирошниченко
    • ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»
  • Дина Рафаиловна Мерзлякова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: национальная технологическая инициатива, обучающиеся, педагогические риски, сквозные образовательные технологии, рынки НТИ

Аннотация

В статье рассмотрены педагогические аспекты прогнозирования будущего в контексте подготовки школьников в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Планируется подготовка высококвалифицированных специалистов «новой формации» с использованием сквозных образовательных технологий. Проанализированы риски, возникающие при обучении школьников технологиям НТИ. Представлена технология определения рисков, включающая в себя следующие этапы. Первый - построение универсальной модели специалиста НТИ. Второй - дифференциация модели на основе специфики рынков НТИ. Третий- определение плана действий, позволяющих достичь желаемого результата в процессе обучения школьников технологиям НТИ. Четвертый - определение сфер ответственности в сквозной технологии НТИ. Пятый - определение рисков в освоении обучающихся технологий НТИ. Шестой - определение путей минимизации и исключения рисков. Седьмой- определение рисков интеграции общего, профессионального и дополнительного образования. Восьмой - определение путей минимизации и исключения рисков. В статье обозначены основные действия в рамках каждого этапа.

Литература

1. Ахметзянова Г.Н. Формирование компетентностной модели выпускника профильного инженерного класса // Перспективы науки. 2010. № 5 (7). С. 51-53.
2. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: Методологические основания и эмпирические показатели // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 19-24.
3. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С.16-23.
4. Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества многоуровневого высшего образования. Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 14-16.
5. Давыдова М.Е., Капичникова О.Б. Сущность и классификация педагогических рисков // Мир педагогики и психологии. 2017. № 11. С. 23-28.
6. Дидусенко Е.Н., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 37-39.
7. Капичников А.И., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях бакалавриата и магистратуры вуза // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.А. Сукиасян. 2014. С. 122-134.
8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
9. Мерзлякова Д.Р., Мирошниченко А.А. Разработка методики обучения школьников в профильных инженерно-технологических классах // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 10. С. 211-215.
10. Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Региональная система сохранения и укрепления психологического здоровья в общеобразовательных организациях // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 32 (51). С. 111-116.
11. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э.Ф. Кроули, Й. Малмквист, О. Остлунд, Б.Д. Бродер, К. Эдстрем; пер с англ. С. Рыбушкиной; под науч. Ред. А. Чучалина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
14. Проект Приказа Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (по состоянию на 04.04.2018) (подготовлен Минобрнауки России).
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
16. Ребрин О.И., Шолина И.И., Третьяков В.С. Технологическая модернизация высшего профессионального образования. Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Ажур», 2013. 104 с.
17. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 170 с.
18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2017. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 14.05.2019).
19. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 5. С. 81-90. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Huhlaeva.phtml (дата обращения: 14.05.2019).
Поступила в редакцию 2019-07-19
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
336-344