ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СТИЛЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

  • Светлана Александровна Васюра
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ольга Валерьевна Никитина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: активность, стиль, интегральная индивидуальность, пермская психологическая школа, индивидуальный стиль деятельности

Аннотация

В статье уделяется внимание теоретико-методологическим аспектам изучения стиля в отечественной психологии. Рассматриваются история, современное состояние и перспективы разработки проблемы стиля активности человека в пермской психологической школе, имеющей более, чем полувековую историю. На начальных этапах при изучении стиля выявлялись особенности процессуально-динамической стороны деятельности человека, успешно ее выполняющего. В дальнейшем, в связи с разработкой В.С. Мерлиным теории интегральной индивидуальности, стилевые операциональные характеристики стали изучаться в системе разноуровневых свойств индивидуальности человека: социально-психологических, личностных, психодинамических, нейродинамических. В статье анализируются структура стиля активности человека, а также его функции: приспособительная, системообразующая, развивающая и пр. В пермской психологической школе стиль активности человека получил развернутую полисистемную характеристику в теоретико-эмпирических исследованиях, выполненных под руководством Б.А Вяткина. Представления о стиле активности человека существенно обогатились благодаря теории метаиндивидуального мира Л.Я. Дорфмана. В статье намечаются перспективные теоретико-методологические подходы, открывающие новые возможности для развития психологического знания о стилях активности человека, а также практическое значение этого знания.

Литература

1. Абульханова К.А., Кольцова В.А. Интеграция методологических принципов отечественной психологии на рубеже веков // Человек и мир. Ин-т психологии РАН. 2017. Т. 1, № 1. С. 6-52.
2. Васюра С.А. Исследование коммуникативной активности человека итоги и перспективы // ХХХI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании. Материалы Всерос. научно-практ. конф. / Перм. гос. гуман.-пед. ун-т. Пермь, 2016. С. 90-93.
3. Вихман А.А., Щукин М.Р. Особенности индивидуальности с учетом разных уровней информационно-манипулятивной активности // Вестн. Удм. Ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 2. С. 88-98.
4. Волочков А.А. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества // Гуманизация образования. 2017. № 4. С. 18-26.
5. Волочков А.А., Коптева Н.В., Попов А.Ю., Калугин А.Ю., Митрофанов Е.Е. Активность, ценностная направленность и психическое здоровье студенчества / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2015. 200 с.
6. Волочков А.А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика (на примере профессиональной активности учителя) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 1. С. 12-45.
7. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2018. 176 с.
8. Вяткин Б.А., Федотов А.Ф. Стиль биоэлектрической активности головного мозга и его отражение в ЭЭГ // Сибирской психологический журнал. 2007. № 26. С. 22-26.
9. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек. Стиль. Социум: Полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 107 с.
10. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Новый подход к исследованию стиля в научной школе В.С. Мерлина // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / Сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. С. 219-232.
11. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека. Пермь: Книжный мир, 2013.
12. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. История и методология исследования стилей человека в школе В.С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения) // Методология и история психологии. 2018. № 3. С. 127-150.
13. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 88-95.
14. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.
15. Дорфман Л.Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под. ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 145-155.
16. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85-90.
17. Калугин А.Ю. История и перспективы исследования интегральной индивидуальности в рамках системного подхода // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 2. С. 252-263.
18. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. 278 с.
19. Корниенко Д.С. Онтогенетическая динамика в межиндивдуальной вариативности свойств коммуникативной активности // Вестник Пермского государственного университета. Сер. 1. Психология. 2004. № 1/2. С. 34-45.
20. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, М.: Смысл, 2002. С. 56-65.
21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
22. Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 4. С. 26-36.
23. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогика, 1986. 256 с.
24. Митрофанова Е.Н. Активность индивидуальности, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 94-105.
25. Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под. ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 124-144.
26. Полисистемное исследование индивидуальности человека/ под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005.
27. Попов А.Ю. Активность субъекта жизни: структура и функции в интегральной индивидуальности (на примере студентов вуза): дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2010. 197 с.
28. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: УРСС, 2003.
29. Смирнов Д.О. Изучение религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / Сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. С. 272-284.
30. Толочек В.А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее, будущее // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 2. С. 43-51.
31. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. 320 с.
32. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Ин-т психологии РАН, 2015. 316 с.
33. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие) М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.
34. Шмыков В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психологический журнал. 1996. Т. 17- № 3. С. 44-52.
35. Щукин М.Р. О функциях стилей деятельности, активности и общения // ХХ Мерлинские чтения «В.С. Мерлин и системное исследование индивидуальности человека»: материалы межрегион. юбилейной науч.-практ. конф. Ч. I. 2005. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т. С. 208-213.
Поступила в редакцию 2020-02-08
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Психология
Страницы
26-32