ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

  • Юлия Александровна Баталова
    • Кировское областное государственное автономное учреждение «Центр оценки качества образования»
  • Светлана Станиславовна Быкова
    • ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Ключевые слова: качество образования, результаты обучения, компетенции, тестирование, оценочные стредства, информационные технологии

Аннотация

Актуальность представленной статьи обусловлена тем, что для современной образовательной организации обеспечение высокого уровня качества образования - это главная стратегическая цель. Под качеством образования Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования подразумевает формирование у обучающихся компетенций как результатов обучения в вузе. Однако на сегодняшний день существует проблема измеримости компетенций как предмета оценки качества образования. В статье рассмотрены основные теоретические и практические подходы к разработке и применению тестов как диагностических инструментов по оценке качества подготовки студентов вузов: представлены требования, которые необходимо соблюдать при разработке тестов, виды оценивания, проводимого путем тестирования, даны сравнительные характеристики нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного типов тестирования и представлены возможности их использования в рамках компетентностного подхода, описаны особенности и возможности проведения тестирования с применением информационных технологий.

Литература

1. Ганчеренок И.И. Ключевые компетенции для «образования через всю жизнь». Минск, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://rep.pac.by/jspui/bitstream (дата обращения: 21.05.2019).
2. Груздева М.Л., Козицын А.Л. Тестирование как форма организации самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 118-121. URL: http://top-technologies.ru/ru/ article/ view?id=36072 (дата обращения: 04.12.2019)
3. Жаркова Л.И., Картушина Н.В. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN217.pdf (дата обращения: 18.12.2019).
4. Квалиметрия для всех: Учеб. пособие / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. М.: ИнформЗнание, 2012. 165 с.
5. Ковальчук О.В. Квалиметрия как теоретическая база оценки качества // Открытая библиотека научных сборников. 2012.
6. Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования. Аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности» Сентябрь 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://sch2083.mskobr.ru/files/na_zametku_ uchitelyu_ kompetencii_21_veka_v_nacional_nyh_standartah_shkol_nogo_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 21.05.2019).
7. Куваева Е.Н., Багина О.А. Влияние информатизации общества на систему образования // Электронный журнал «SCI-ARTICLE.RU». 2015. № 21 [Электронный ресурс]. URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=12 (дата обращения: 10.12.2019).
8. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М: Интеллект-центр, 2001. 296 с.
9. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 463 с.
10. Окуловский О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 499-500. URL: https://moluch.ru/archive/47/5841/ (дата обращения: 02.10.2019).
11. Павлов А.В. О возможностях современных форм демонстрации персональных образовательных результатов в сфере дополнительного образования детей // Информационно методический журнал «Про ДОД». 2017. № 4. URL: http://dopedu.ru/articles/747-obshchee-razvitie-/lichnosti-v-kontekste-modernizatsii-soderzhaniya-dopolnitelnogo- obrazovaniya-detej.html/ (дата обращения: 24.10.2019).
12. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е изд., доп. М.: ИИО РАО, 2008. 274 с.
13. Сафонова Т.Н. Развитие системы тестирования как формы контроля качества обучения в условиях перехода к кредитно-модульной системе // Материалы международной научно-практической конференции «Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики». Балашиха: «Де-По», 2012. С. 84-89.
14. Сафонова Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке», Ростов на Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. Сб. 6. Ч. 1. С. 255-258.
15. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. К вопросу об оценивание знаний студентов в ВУЗе: отметка, оценка, рейтинг, мониторинг // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 5 (193). С. 15-19.
16. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.
17. Тригуб Г.Я. Тестирование как метод обучения и контроля знаний в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S3. URL: http://e-koncept.ru/2017/470051.htm (дата обращения: 01.12.2019).
18. Шамсутдинова Т.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования // Открытое образование. 2013. № 6 (101). С. 36-44. DOI: https://doi.org/10.21686/ 1818-4243-2013-6-101-36-44 (дата обращения 01.12.2019).
19. Шихова О.Ф. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы. М.: Образование и наука, 2013. № 4 (103). С. 40-57.
Поступила в редакцию 2019-12-16
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Педагогика
Страницы
55-62