ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования и развития группы универсальных компетенций «Межкультурное взаимодействие» у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Показано, что формирование этих компетенций - одна из актуальных задач высшего образования. В работе представлены научные взгляды на понятие межкультурное взаимодействие . Делается вывод, что оно имеет сложный, междисциплинарный характер и содержательно раскрывается посредством ряда смежных терминов, требующих дальнейшего уточнения и разграничения. В качестве рабочего понятия предлагается рассматривать межкультурное взаимодействие как интегрированную характеристику компетенций, необходимых личности, включенной в социальное взаимодействие с представителями других культур (поликультурной среде). Предлагается определять компетенции, ориентируясь на основные подходы к понятию культуры и на индикаторы их достижений. Приведены эмпирические данные самооценки магистрантов уровня развития компетенций «Межкультурное взаимодействие» и их ранга в профессиональном самообразовании, свидетельствующие о необходимости дальнейшего формирования этих компетенций, а также - о слабом понимании их важности для профессиональной деятельности. Автором предложена педагогическая модель развития группы компетенций «Межкультурное взаимодействие», основанная на компетентностном подходе с применением активных и интерактивных форм обучения.
Литература
2. Бебина О.И. Формирование педагогической мобилизационно-функциональной компетенции студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 23 с.
3. Безручко П., Шатров Ю., Максимова М. Компетенции неясного будущего // Harvard Business Review Россия. 2018. 15 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131 (дата обращения: 15.01.2020).
4. Быстрай Е.Б., Кутенева И.Е. Проблемы подготовки к межкультурному взаимодействию // Сборник научн. статей по материалам XVI Межд. научно-практ. конференции «Вопросы филологии и переводоведения: направления и тенденции современных исследований» (Чебоксары, 17-18 октября 2019 г.). Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т. 2019. С. 134-138.
5. Васюра С.А. Коммуникативная активность представителей разных профессиональных групп // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 105. С. 129-136.
6. Гулиянц С.Б. Формирование проектной компетенции учителя иностранного языка в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Москва. 2013. 26 с.
7. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования // Universitas, 2013. Т. 1. № 3. С. 33-47.
8. Козлова Е.С. Повышение академической мобильности как важнейшее условие формирования образовательной инициативы студентов. [Электронный ресурс]. URL: elar.urfu.ru/bitstream/10995/26739/1/notv_2013_83.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
9. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003. 512 с.
10. Король О.Ф. Межкультурное взаимодействие: к определению понятия // Проблемы современного педагогического образования, 2017. № 55-2. С. 349-355.
11. Король О.Ф. Межкультурные коммуникации в системе управления организацией // Глава в кол. монографии «Межкультурные взаимодействия в поликультурном обществе». Под ред. А.И. Лучинкиной. Симферополь: изд-во ИП Хотеева Л.В. 2016. С. 149-172.
12. Король О.Ф. Проблема межкультурного взаимодействия: социально-психологический подход // Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования. Сер Педагогика и Психология». Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 56. Ч. 2. С. 320-327.
13. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов // Социум и власть, 2013. № 1 (39). С. 97-101.
14. Никитин В.В. Допуск иностранной организации к осуществлению строительной деятельности на территории РФ: вопросы правового регулирования // Юридические исследования, 2016. № 7. С. 46-53. [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=18558 (дата обращения: 15.01.2020). DOI: 10.7256/2409-7136.2016.7.18558.
15. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: автореф. дис. … докт. культурологии: 24.00.01. Москва, 2009. 42 с.
16. Саидова Я.М., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Структура и содержание межкультурной компетентности // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 5 (72). С. 524-526.
17. Хайбулаев М.Х., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Анализ подходов определения межкультурной компетентности // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 4 (71). С. 537-539.
18. Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследо-вательской деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С. 43-47.
19. Черняк Н.В. «Межкультурная компетенция» и смежные термины в понятийном аппарате межкультурной дидактики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 13, № 2. С. 68-76.
20. Шкитина Н.С., Гнатышина Е.В., Касаткина Н.С., Немудрая Е.Ю., Циулина М.В. Педагогические модели формирования эмпатийно-коммуникативной компетентности студентов // Перспективы науки и образования, 2019. № 3(39). С. 101-118. DOI: 10.32744/pse.2019.3.8.
21. Эдвардс Х. Феоктистова Е. Новая реальность: предположения и факты: Материалы HR-клуба Московской школы управления «Сколково» (23.09.2016) // Business education trend in trend: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://trends.skolkovo.ru/2016/09/hr-klub-skolkovo-novaya-realnost-predpolozheniya-i-faktyi/ (дата обращения: 15.01.2020).
22. Bennett M.J. (2004). Becoming interculturally competent. In J.S. Wurzel (Ed.) Toward multiculturalism: A reader in multicultural education. Newton, MA: Intercultural Resource Corporation. [Electronic Resource]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (Accessed 15 January 2020)
23. Fang F., Schei V., Marcus Selar M. 2018. Hype or hope? A new look at the research on cultural intelligence. International Journal of Intercultural Relations. Vol. 66. pp.148-171.
24. López A.R., Souto J.E., Noblejas M.L. Ar. (2020). Improving teaching capacity to increase student achievement: The key role of communication competences in Higher Education. The Journal of Social Studies Research.Vol. 44, Issue 1. pp. 127-137.
Опубликована 2020-05-07