ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

  • Наталья Ивановна Иоголевич
    • ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Ключевые слова: магистрант, профессиональное образование, универсальные компетенции, межкультурное взаимодействие, межкультурные коммуникации, модель формирования компетенций

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования и развития группы универсальных компетенций «Межкультурное взаимодействие» у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Показано, что формирование этих компетенций - одна из актуальных задач высшего образования. В работе представлены научные взгляды на понятие межкультурное взаимодействие . Делается вывод, что оно имеет сложный, междисциплинарный характер и содержательно раскрывается посредством ряда смежных терминов, требующих дальнейшего уточнения и разграничения. В качестве рабочего понятия предлагается рассматривать межкультурное взаимодействие как интегрированную характеристику компетенций, необходимых личности, включенной в социальное взаимодействие с представителями других культур (поликультурной среде). Предлагается определять компетенции, ориентируясь на основные подходы к понятию культуры и на индикаторы их достижений. Приведены эмпирические данные самооценки магистрантов уровня развития компетенций «Межкультурное взаимодействие» и их ранга в профессиональном самообразовании, свидетельствующие о необходимости дальнейшего формирования этих компетенций, а также - о слабом понимании их важности для профессиональной деятельности. Автором предложена педагогическая модель развития группы компетенций «Межкультурное взаимодействие», основанная на компетентностном подходе с применением активных и интерактивных форм обучения.

Литература

1. Абанкина И.В., Беликов А.А., Гапонова О.С., Дудырев Ф.Ф., Корешникова Ю.Н., Коршунов И.А., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Нисская А.К., Платонова Д.П., Сорокин П.С., Таловска Б.М., Фрумин И.Д. Глобальная конкурентоспособность российского образования: материалы для дискуссии. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
2. Бебина О.И. Формирование педагогической мобилизационно-функциональной компетенции студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 23 с.
3. Безручко П., Шатров Ю., Максимова М. Компетенции неясного будущего // Harvard Business Review Россия. 2018. 15 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131 (дата обращения: 15.01.2020).
4. Быстрай Е.Б., Кутенева И.Е. Проблемы подготовки к межкультурному взаимодействию // Сборник научн. статей по материалам XVI Межд. научно-практ. конференции «Вопросы филологии и переводоведения: направления и тенденции современных исследований» (Чебоксары, 17-18 октября 2019 г.). Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т. 2019. С. 134-138.
5. Васюра С.А. Коммуникативная активность представителей разных профессиональных групп // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 105. С. 129-136.
6. Гулиянц С.Б. Формирование проектной компетенции учителя иностранного языка в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Москва. 2013. 26 с.
7. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования // Universitas, 2013. Т. 1. № 3. С. 33-47.
8. Козлова Е.С. Повышение академической мобильности как важнейшее условие формирования образовательной инициативы студентов. [Электронный ресурс]. URL: elar.urfu.ru/bitstream/10995/26739/1/notv_2013_83.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
9. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003. 512 с.
10. Король О.Ф. Межкультурное взаимодействие: к определению понятия // Проблемы современного педагогического образования, 2017. № 55-2. С. 349-355.
11. Король О.Ф. Межкультурные коммуникации в системе управления организацией // Глава в кол. монографии «Межкультурные взаимодействия в поликультурном обществе». Под ред. А.И. Лучинкиной. Симферополь: изд-во ИП Хотеева Л.В. 2016. С. 149-172.
12. Король О.Ф. Проблема межкультурного взаимодействия: социально-психологический подход // Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования. Сер Педагогика и Психология». Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 56. Ч. 2. С. 320-327.
13. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов // Социум и власть, 2013. № 1 (39). С. 97-101.
14. Никитин В.В. Допуск иностранной организации к осуществлению строительной деятельности на территории РФ: вопросы правового регулирования // Юридические исследования, 2016. № 7. С. 46-53. [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=18558 (дата обращения: 15.01.2020). DOI: 10.7256/2409-7136.2016.7.18558.
15. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: автореф. дис. … докт. культурологии: 24.00.01. Москва, 2009. 42 с.
16. Саидова Я.М., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Структура и содержание межкультурной компетентности // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 5 (72). С. 524-526.
17. Хайбулаев М.Х., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Анализ подходов определения межкультурной компетентности // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 4 (71). С. 537-539.
18. Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследо-вательской деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С. 43-47.
19. Черняк Н.В. «Межкультурная компетенция» и смежные термины в понятийном аппарате межкультурной дидактики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 13, № 2. С. 68-76.
20. Шкитина Н.С., Гнатышина Е.В., Касаткина Н.С., Немудрая Е.Ю., Циулина М.В. Педагогические модели формирования эмпатийно-коммуникативной компетентности студентов // Перспективы науки и образования, 2019. № 3(39). С. 101-118. DOI: 10.32744/pse.2019.3.8.
21. Эдвардс Х. Феоктистова Е. Новая реальность: предположения и факты: Материалы HR-клуба Московской школы управления «Сколково» (23.09.2016) // Business education trend in trend: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://trends.skolkovo.ru/2016/09/hr-klub-skolkovo-novaya-realnost-predpolozheniya-i-faktyi/ (дата обращения: 15.01.2020).
22. Bennett M.J. (2004). Becoming interculturally competent. In J.S. Wurzel (Ed.) Toward multiculturalism: A reader in multicultural education. Newton, MA: Intercultural Resource Corporation. [Electronic Resource]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (Accessed 15 January 2020)
23. Fang F., Schei V., Marcus Selar M. 2018. Hype or hope? A new look at the research on cultural intelligence. International Journal of Intercultural Relations. Vol. 66. pp.148-171.
24. López A.R., Souto J.E., Noblejas M.L. Ar. (2020). Improving teaching capacity to increase student achievement: The key role of communication competences in Higher Education. The Journal of Social Studies Research.Vol. 44, Issue 1. pp. 127-137.
Поступила в редакцию 2020-01-30
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Педагогика
Страницы
76-82