ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  • Людмила Викторовна Неклюдова
    • ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
  • Ольга Анатольевна Мухаметова
    • ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ)
Ключевые слова: персонифицированная воспитательная система, Федеральный государственный образовательный стандарт, индивидуальная траектория образования, профессионально-личностное определение

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы формирования профессионального самоопределения в условиях основной общеобразовательной школы (ООШ). Данное направление дополняется также рассмотрением возможностей воспитательных систем отвечать на личностные требования Федеральных государственных образовательных стандартов. В этой связи проанализированы условия и возможности персонифицированной системы воспитания (ПСВ) в профессиональной ориентации старшеклассников ООШ. Выявлена и обоснована необходимость применения ПСВ при формировании профессионального самоопределения школьников в условиях основной общеобразовательной школы. Обобщен практический опыт сотрудничества школы и семьи, позволяющий на основе индивидуально-дифференцированного подхода выстраивать взаимодействие участников ПСВ в плоскости профессионального самоопределения. Приведен пример решения актуальной на сегодняшний день задачи, связанной с диагностикой семьи. Проведена апробация метода диагностики семей по уровню образовательного потенциала, на основе которого разрабатываются алгоритмы взаимодействия школы и семьи. Такой взгляд будет интересен специалистам по взаимодействию с семьей, в том числе социальным педагогам и школьным психологам. На основании полученных данных сделаны выводы о зависимости вероятности участия старшеклассников в построении собственной персонифицированной воспитательной системы в условиях основной общеобразовательной школы от уровня образовательного потенциала его семьи. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Литература

1. Байбородова Л.B., Паладьев С.Л., Степанов E.H. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков: ПОИПКРО, 1994. 93 с.
2. Барышников Е.Н.Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. СПб.: С.-Петерб. акад. постдипломного пед. образования, 2005. 241 с.
3. Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем.2-е изд., исправл. Владимир: Владимирская школа, 1998. 208 с.
4. Гаврилин А.В.Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: дис. … докт. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1997. 362 с.
5. Караковский К.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.И. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. H.JI Селивановой. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
6. Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.01 / АПН СССР. НИИ общ. педагогики. М., 1989. 37 с.
7. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. М., 2009. 351 с.
8. Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО,1996. С. 195-202.
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.: Прогресс. Универ, 1994. 480 с.
10. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320 с.
11. Сидоркин А.М. К вопросу о развитии понятия воспитательной системы школы // Классный руководитель. 1998. № 2. С. 31-34.
12. Симакова Т.П. Семья как субъект персонифицированной системы воспитания ребенка // Классный руководитель. 2017. № 3. С. 30-38.
13. Симакова Т.П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: дис. … докт. пед. наук: 13.00.01. Томск, 2012. 488 с.
14. Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: дис. … докт. пед. наук: 13.00.01: Ярославль, 1999. 319 c.
15. Степанов Е.Н. Персонально ориентированная воспитательная деятельность как важный фактор совершенствования воспитательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. 2016. № 4. С. 154-162.
16. Степанов Е.Н. Персонифицированная система воспитания: первоначальные представления // Классный руководитель. Педагогический поиск. 2017. № 3. С. 5-16.
17. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. Серия «Воспитание: поиск новых подходов» / под общ. ред. д.п.н. В.А. Краковского. М., 1994. 112 с.
18. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Гл. 2, п. 9, ст. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/
19. Веб-форум ПОИПКРО «Теория, методика и практика изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка». 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://anvospitanie.blogspot.com/2018/11/blog-post_90.html.
Поступила в редакцию 2020-02-03
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Педагогика
Страницы
83-88