ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

  • Светлана Леонидовна Троянская
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобразование, показатели медиакомпетентности: контактный, информационный, креативный, перцептивный, интерпретационно-оценочный, практический, медиапедагогическая программа

Аннотация

Повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий, существование в условиях «цифровой культуры» актуализирует необходимость развития медиакомпетентности личности. В задачи нашего исследования входило оценить и сравнить развитие медиакомпетентности школьников и студентов по мотивационному компоненту, включающему в себя мотивы контакта с медиа и медиатекстами, контактному компоненту как частоте общения с медиа, информационному, креативному, перцептивному, оценочному и практическому компонентам. При проведении эмпирического исследования использованы модифицированные блоки вопросов методики А.В.Федорова для выявления развития показателей медиакомпетентности и разработанный нами ряд творческих заданий, сочинения и эссе. В ходе исследования проведено оценивание и сравнение развития медиакомпетентности школьников и студентов младших курсов по вышеперечисленным показателям. По результатам сравнения показателей медиакомпетентности, анализа особенностей медиапотребления, сочинений и эссэ респондентов, мотивам выбора медиаресурсов мы выявили совершенно недостаточное развитие, в частности, критического мышления, способностей к анализу информации как у школьников, так и у студентов. Полученные данные послужили основой для разработки экспериментальной медиапедагогической программы по развитию медиакомпетентности школьников, их рефлексивных способностей и критичности восприятия. По результатам эмпирического исследования нами был разработан ряд практических рекомендаций для педагогов как общеобразовательных школ, так и работающих в системе дополнительного образования и заинтересованных в развитии медиакомпетентности школьников.

Литература

1. Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: Сб. трудов международного форума «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017г. / Под ред. И.В. Жилавской, И.А. Фатеевой. М.: МПГУ, 2017. 464 с.
2. Барков Л.В. Игровые приемы формирования медиакультуры учащихся // «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017г. / Под ред. И.В. Жилавской, И.А. Фатеевой. М.: МПГУ, 2017. С. 205-210.
3. Головлева А.С. Медиаграмотность в курсе дополнительного образования или внеурочной деятельности школьников. //«Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017г. / Под ред. И.В. Жилавской, И.А. Фатеевой. М.: МПГУ, 2017. С. 218-226.
4. Дзялошинский И.М. Экология медиасреды: этические аспекты. Монография М.: Изд-во АПК и ППРО, 2016.
5. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: Изд-во ТИИТ, 2009.
6. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном Российском обществе // Социологические Исследования. 2010. № 1. C. 58-66.
7. Леготина Н.А.Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях: дис…канд.пед.наук. Курган: РГБ, 2004. 168 с.
8. Троянская С.Л. Развитие медиакомпетентности студентов в учебной деятельности // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, вып. 2. С. 255-261.
9. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учеб. пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с.
10. Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015.
11. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. 2007. № 10. C. 75-108.
12. Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов-н/Д: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
13. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. 616 c.
14. Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. № 4. С. 175-228.
15. Цымбаленко С.Б., Макеев П.С. Медийный портрет подростка. М.: Российский университет дружбы народов, 2015.
16. Человек в медиамире. Безопасность в массовой коммуникации. Челябинск: Цацеро, 2005.
17. European Parliament Resolution of 16 December 2008 on Media Literacy in a Digital World [Электронный ресурс]. URL: http://europarl.europa.eu/sides/.
18. Perez Tornero J.M., Varis T. Media Literacy and New Humanism. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2010. 136 p.
19. Treumann K.P., Sander U., Meister D. Medienhandeln Jugendlicher. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2007. 808 s.
20. Zeiger, S. List of Core Competencies for educator [Электронный ресурс]. URL: https://work.chron.com/list-core-competencies-educators-8916.html.
Поступила в редакцию 2020-02-03
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Педагогика
Страницы
89-96