КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ И ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ

  • Марина Евгеньевна Валиуллина
    • ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Мадина Ильгизовна Карташева
    • ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Ключевые слова: система Я, самоотношение, самооценка, познавательные состояния, учащиеся, экзамены

Аннотация

Актуальность исследования проблемы саморегуляции различных индивидуально-психологических параметров в контексте среднего и высшего образования не вызывает сомнений. Остаётся неоспоримой и роль системы Я в процессе становления и стабилизации психологического комфорта человека. Одной из психолого-педагогических проблем проверки знаний учащихся в рамках текущего учебного процесса и, особенно в период экзаменационных испытаний, является высокая стрессогенность ввиду информационных и психологических перегрузок. В частности, экзаменационный стресс влияет и на когнитивную деятельность студентов, а это, в свою очередь, может существенно влиять на результат проверочных испытаний. В данной статье описывается исследование влияния самооценки психологических характеристик, непосредственно связанных с восприятием, пониманием, запоминанием новой информации в контексте учебного процесса и факторов самоотношения, как структур системы Я человека, на воспоминания студентов о переживаниях познавательных и эмоциональных состояний во время прохождения экзаменационных испытаний. При проведении исследования использовались методы тестирования и анкетирования с последующим анализом статистических связей и различий. Результаты исследования свидетельствуют о существовании определенных общепсихологических механизмов влияния структур системы Я на регуляцию познавательных и эмоциональных состояний студентов, находящихся в ситуации проверки знаний. В практическом плане полученные данные могут быть полезны для разработки психолого-педагогических технологий работы со старшеклассниками и студентами с целью повышения качества ответов на экзаменах с учетом контекста ситуаций и индивидуально-психологических особенностей самих студентов.

Литература

1. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 27-30.
2. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 62-78.
3. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 19-26.
4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 4. С. 99-101.
5. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. 216 с.
6. Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1986. № 1 (34). С. 41-43.
7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М: Просвещение, 1964. 343 с.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
9. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
10. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М: ПЕР СЭ, 2012. 352 с.
11. Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г. Ментальная регуляция психических состояний: структурно-функциональная модель // Когнитивные штудии: Эмердженоность и сложность, когнитивные практики: материалы VIII междунар. междисциплин. конф. Вып. 8 / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Минск: БГПУ, 2019. С. 53-62.
12. Прохоров, А.О., Юсупов М.Г. Динамика познавательных состояний студентов в процессе решения проблемных задач // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158, № 4. С. 967-979.
13. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
14. Morosanova V.I., Kondratyuk N.G., Gaidamashko I., Voytikova M. Self-regulation and personality traits in overcoming acute and chronic stress // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. pp. 460-470. doi:10.15405/epsbs.2018.11.02.51
15. Valiullina M.E., The Impact of Academic Motivation, School Anxiety and Self-Reflective Awareness on the Experience of High School Students' Cognitive States // ARPHA Proceedings 1, Proceedings IFTE-2019 (V International Forum on Teacher Education), pp. 1469-1478. doi.org/10.3897/ap.1.e1394
16. Yusupov M., Prokhorov A., Chernov A. Cognitive states and mental mechanisms of their regulation // XVI European congress of psychology. Moscow: Moscow University Press. 2019. pp. 1531.
Поступила в редакцию 2020-03-27
Опубликована 2020-06-25
Раздел
Психология
Страницы
143-155