ТЕОРИЯ ДИДАКТИКИ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО ВЫБОРА СОЗНАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена механизму позитивного и негативного выбора сознания, получившего свое обоснование в теории В.М. Аллахвердова. Сознание появляется как конструктивная реакция психики на неопределенность состояния, в котором невозможно использовать тот или иной автоматизм для успешного регулирования поведения. Психика человека сразу после его рождения получает огромную информацию и тщательно фиксирует ее. На базовом (неосознанном уровне) хранится весь личный «архив» индивидуального опыта в максимальной полноте. На поверхностном (осознанном) уровне поток сознания течет непрерывно и обеспечивает прием высших, рациональных решений. Но на уровень осознанности базовое сознание процедурой ограничения допускает те образы и стратегии, которые нужны для разрешения актуальных и не до конца понятных проблем. Пока варианты неосознанных (негативно выбранных) идей находятся в бессознательном, они не изменяются, не модифицируются и составляют устойчивую основу для осознанного поиска. Применение таких теоретических установок помогает переоценить устоявшиеся педагогические воззрения. У педагога появляются важные дидактические функции. Когда ученик узнает новый научный термин, то автоматически может неточно связать его с имеющимся интеллектуальным опытом и лишь в диалоге с учителем переходит от ошибочных утверждений к истинным. Преподаватель помогает преодолеть разнообразные негативные выборы и приблизиться к успешному позитивному выбору. Педагог выступает и как побудитель к творчеству, помогая ученику при решении нестандартных задач активизировать внутренние ресурсы по устранению барьера в бессознательном. Инсайт снимает блокировку с имевшего уже ранее, но негативно выбранного варианта. Главная функция педагога как воспитателя состоит в том, чтобы помочь обучающемуся достичь позитивного личностного самоопределения, которое прочно сохраняет и активность поиска, и критичность самооценки.
Литература
2. Аллахвердов В.М. Размышление о науке психологии с восклицательным знаком. СПб.: Формат. 2009. 264 с.
3. Баранов А.А., Шарафутдинов Р.Н. Формирование и развитие экологической компетенции у будущего учителя технологии на основе проблемно-проектного обучения // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, вып. 4. С. 483-490.
4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс. 1987. 336 с.
5. Гусева Е.А. Психологические подходы к изучению творчества // Карминские чтения. Актуальные проблемы философии, культурологии, психологии, конфликтологии, права и образования: материалы IV Национальной с международным участием науч.-практ. конф. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. С. 72-80.
6. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика. 1985. 191 с.
7. Иванов М.В., Ситников В.Л. Сознание ученого в океане бессознательного (к 70-летию Виктора Михайловича Аллахвердова) // Российский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. С. 646-656.
8. Иванов М.В. Образ и логика психологики // Когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 301-324.
9. Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. СПб.: Наука, 2011. 902 с.
10. Когнитивная психология сознания. СПб.: ЛЕМА, 2011. 194 с.
11. Когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд. СПбГУ. 2006. 352 с.
12. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: Каро. 2008. 268 с.
13. Педагогический поиск. М.: Педагогика. 1987. 544 с.
14. Пиньейро Г.Э. У интуиции есть своя логика. Гёдель. Теоремы о неполноте // Наука. Величайшие теории. М.: Де Агостини, 2015. Вып. 17. 168 с.
15. Рыжов В. Методическая система В.Ф. Шаталова. Изд. LAP, 2012. 128 с.
16. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. Донецк: Сталкер. 1998. 336 c.
Опубликована 2020-06-25