ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

  • Марина Ивановна Малетова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Людмила Анатольевна Новикова
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Ключевые слова: цифровая грамотность, интерактивные методы, компетентностный подход, интегративность и синергия обучения, модуль обучения, личностно-деятельностный подход, вызовы в образовании

Аннотация

Изменения, происходящие в современном обществе, серьезно влияют на ландшафт современного рынка труда и предъявляют новые требования к созданию кластера компетенций, которыми должен обладать современный молодой профессионал. Дальнейшее совершенствование информационных технологий, трансформации современного общества ставят учреждения высшего образования перед новыми вызовами и необходимостью модернизации современного образования. Междисциплинарность, интеграция и синергия современных областей знания становится реальностью современного образования. Цифровизация всех сфер общественной жизни, в том числе и системы образования, приводит к необходимости развития цифровой грамотности. Чтобы ответить на вызовы современного профессионального сообщества, высшее языковое образование трансформирует программы обучения иностранным языкам, вводя модули и интерактивные методы обучения, обеспечивающие синергию универсальных компетенций и цифровизации обучения. Авторы статьи анализируют современные теоретические основы и подходы к развитию цифровой грамотности в процессе обучения иностранным языкам и представляют результаты исследования, основанные на разработке и внедрении модуля обучения цифровой грамотности и коммуникации в сетях в программу обучения иностранным языкам в Удмуртском государственном университете и Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Исследование проведено в русле компетентностного, личностно-деятельностного и коммуникативного подходов. В программе обучения применяются активные и интерактивные методы и практики обучения иностранным языкам.

Литература

1. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования //Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-124.
2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
3. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО«МОДЭК», 2003. 536 с.
4. Полякова Т.Ю. Учет особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 43-54.
5. РОЦИТ - «Индекс цифровой грамотности». 2017. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (дата обращения 02.04.2020).
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. URL: http://www.fgosvpo.ru (дата обращения 02.04.2020).
7. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К. А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
8. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с. URL: http://window.edu.ru/ resource/637/79637/files/book536.pdf.
9. Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.
10. Davis K., Ambrose A., Orand M. (2017). Identity and agency in school and afterschool settings: Investigating digital media’s supporting role. Digital Culture & Education (DCE), 9(1): 31-47. URL: http://www.digitalcultureandeducation.com
11. Definition and Selection of Competencies(DeSeCo). URL: http://www.oecd.org/edu/statistics/deseco; www.deseco.admin.ch
12. European Union - “DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use”, 2017.URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21-digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-examples-use
13. Hoff М. (2016). “I don’t conversate with those I don’t know”: The role of trust/distrust in online engagement. Digital Culture & Education (DCE), 8(2): 90-106.URL: http://www.digitalcultureandeducation.com
14. Iogolevitch N., Vasyura S., Maletova M. Student as the Center of Media Education: Personality Boundaries and Communicative Activity [Электронный ресурс] // Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. № 1. P. 37-48. Ref.: p. 47-48.URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/18431
15. Limberg, L., Sundin O. Talja S. Three theoretical perspectives on information literacy. Human IT, 2012, 11/2, 93-130.
16. Picciano A.G. An integrated multimodal model for online education. Theories and frameworks for online education: Seeking an integrated model // Online Learning. 2017. № 21 (3). P. 166-190.
17. Shorish Y. Data information literacy and undergraduates: A critical competency. College and Undergraduate Libraries, 2015, 22(1), 97-106.
18. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. The plurality of literacy and its implications for policies and programmes. Paris: UNESCO, 2004.
Поступила в редакцию 2020-04-02
Опубликована 2020-06-25
Раздел
Педагогика
Страницы
195-203