ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОСНОВА ЭТНООРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ

  • Светлана Анатольевна Даньшина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Елена Ивановна Михалёва
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ирина Васильевна Чернышева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: этноориентированное обучение, этнокультурные средства, молодёжь

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания условий для овладения компетенциями в сфере межэтнической, межкультурной коммуникации и межнациональных отношений будущими специалистами по работе с молодёжью при соблюдении обязательных требований по реализации профессиональных образовательных программ бакалавриата направления подготовки «Организация работы с молодёжью». Анализ существующих программ и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования позволяет утверждать, что высшие образовательные учреждения располагают педагогическими инструментариями, обеспечивающими подготовку специалистов, владеющих компетенциями, ориентированными на соответствие ценностям и нормам национальной культуры; компетенциями, направленными на создание условий для духовно-культурного развития молодёжи, компетенциями, обеспечивающими способность участия в профилактике в молодёжной среде религиозного экстремизма, расовой и межэтнической неприязни. Авторами статьи представлен опыт включения в образовательный процесс студентов Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета этнокультурной компоненты, значительно усиливающей степень освоения будущими специалистами по работе с молодёжью этнокультурных и профессиональных компетенций.

Литература

1. Абрамова Е.А. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода: на примере обучения иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 30 с.
2. Арутюнова Е.М. Государственно-гражданская и этническая идентичности молодежи: общероссийский контекст и региональная специфика // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 15. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 259-272.
3. Бромлей Ю.В. Этнография. М.: Высшая школа, 1982. 320 с.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: ACADEMIA, 2000. 176 с.
5. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Типогр. Красный Октябрь, 2002. 806 с.
6. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. Уфа, 2018. 44 с.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
8. Михалёва Е.И. Этническое воспитание будущих первоклассников в поликультурном пространстве: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 19 с.
9. Пичугина Т.А. Роль библиотек в формировании культуры межличностных коммуникаций молодёжи в Удмуртской Республике: социологический аспект // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: сб. науч. ст. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2019. С. 302-305.
10. Попова М.Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде: дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2019. 160 с.
11. Рыжова С.В. Этноконфессиональная идентичность и формирование религиозных политических ориентаций // Социологические исследования, 2015. № 10. C. 137-144.
12. Снежкова И.А. Формирование этнических представлений украинских и русских школьников // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 83-89.
13. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2011. 671 с.
14. Толстой Л.Н. Сочинения. Ч. 4: Педагогические статьи. М.: Типо-лит. И.Н. Кушнерев и К, 1903. 541 с.
15. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений. Т.2. Спб.: Тип. М. Меркушева, 1913. 394 с.
16. Хакимов Э.Р. Поликультурное образование: становление, теория, практика. Монография Ижевск: ФГБОУ ВПО УдГУ, 2012. 308 с.
17. Харина И.В. Формирование поликультурной компетенции иностранных студентов в условиях российского вуза // Иноязычное образование в современном мире. Сб. научно-методических статей: в 2 частях. Ч. I. М.: ООО «Правда-Пресс», 2012. С. 248-253.
18. Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследова-тельской деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011.№ 5. С. 43-47.
19. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.
20. Видеокурс «Психология межгрупповых отношений». Модуль 9. Дополнительный материал «Обучение в сотрудничестве как технология снижения предубежденности». URL: https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:hse+PSYGROUP+spring_2019/courseware/36d5055afe9d497ca5d27d3c2913d7a3/f74aa014c99142a5b12ec8a9b9bd25c9/
Поступила в редакцию 2020-04-10
Опубликована 2020-06-25
Раздел
Педагогика
Страницы
204-209