ЛОГИКА ЖИЗНИ ПРОТИВ ДОГМАТИКИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ (FIN DE SIÈCLE НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ)

  • Николай Николаевич Мисюров
    • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Ключевые слова: рационализм, догматизм, органическая логика жизни, интерпретация дискурса

Аннотация

Исследуется проблема концептуального конфликта теории и практики на примере трансформации господствовавшего длительное время рационализма под воздействием «органической логики жизни» (базисное понятие романической философии). Формирование «неклассической» философской эпистемологии, альтернативной неокантианству, младогегельянству и позитивизму, рассматривается в контексте системного кризиса научного знания и смены культурной парадигмы на рубеже XIX-XX веков. Ситуация смены собственно философской парадигмы - результат критики рационализма, а также изменений эпистемологической основы «науки наук» - описывается как своеобразный fin de siècle (по аналогии с процессами, происходившими в искусстве и литературе) в истории немецкой классической философии. В статье доказывается, что споры, спровоцированные критикой Фейербахом гегелевской философии, а также полемикой младогегельянцев с позитивистами, начатые Ницше и его подражателями, а затем продолженные оппонентами и критиками ницшеанства, привели к серьезным изменениям в методологии и принципах философствования. Сформированным этими дискуссиями специфическим философским дискурсом (борьба с догматизмом и обоснование «философии жизни» оказались в центре внимания западноевропейского научного сообщества) было положено начало становлению и быстрому развитию новой философской науки, основывающейся на «неклассической рациональности». В статье делается вывод о преемственности развития, не только отталкивания, но и притяжения во взаимоотношениях «прежней» и новейшей философии: обе парадигмы предполагают «истину мира» и назначение человека равноценными и равнозначными объектами (и предметами) философского исследования.

Литература

1. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. 192 с.
2. Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М.: URSS, 2010. 144 с.
3. Бергсон А. Избранное. Сознание и жизнь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 399 с.
4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. М.: Владимир Даль, 2004. 400 с.
5. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
6. Дильтей В. Собрание сочинений. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. Т. 1. 732 с.
7. Кайзерлинг Г. Путевой дневник философа. СПб.: Владимир Даль, 2010. 794 с.
8. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. 655 с.
9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Эксмо, 2014. 483 с.
10. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. М.: Директ-Медиа, 2013. 360 с.
11. Фейербах Л. Сочинения. М.: Наука, 1995. Т. 1. 502 с.
12. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М.: Искусство, 1983. 479 с.
13. Шоню П. Цивилизация классической Европы. М.: АСТ, 2008. 604 с.
14. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1998. Т. 1. 663 с.
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
Поступила в редакцию 2020-05-12
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Философия
Страницы
231-236