РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА

  • Ирина Павловна Брекоткина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: разум, субъективная достоверность, субстанция, свобода воли, детерминизм, метод, врожденные идеи, универсальный язык, дуализм

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты той парадигмы научного мышления, которая была создана Рене Декартом в середине XVII века. В фокусе внимания автора статьи оказывается проблема метафизической обоснованности человеческого разума, а также тема субъект-объектных отношений в гносеологических представлениях французского мыслителя. Эти вопросы исследуются через рассмотрение триады «Я» - Бог - природа, которая занимает центральное место в философской концепции Декарта. Идея сотворенного разума являлась для философа фундаментальным основанием для получения достоверного знания о мире и открытий в научной сфере. Декарт определял разум как инструмент познания и уделял большое внимание проблеме управления собственным мышлением с помощью изобретенного им метода. Мыслительный процесс оказывается объектом наблюдения и рефлексии со стороны «Я». В статье исследуется вопрос о соотношении свободы и необходимости в картезианской философии. Одна из важнейших задач, поставленных Декартом, - это освобождение мышления от предрассудков и построение новой философии. Базовым принципом картезианской философской системы стало тотальное сомнение. Акт сомнения обнаруживает способность мышления к проявлению свободы. Свобода воли рассматривается Декартом как один из регистров человеческого мышления, с помощью которого осуществляется контроль за мыслительным процессом.

Литература

1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От возрождения до Канта / в пер. и под ред. С.А. Мальцевой. СПб.: Пневма, 2002. 880 с., с ил.
2. Асмус В.Ф. Декарт. М.: Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1956. 372 с.
3. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2 т. М.: Издательство Московского университета, 1971. 445 с.
4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 456 с.
5. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.
6. Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. 315 с.
7. Декарт Р. Избранные произведения / в пер. и под ред. В.В. Соколова. М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. 711с.
8. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII века. М.: Наука, 1993. 139 с.
9. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Изд. группа «Прогресс»; Культура, 1993. 352 с.
10. Матвиевская Г.П. Рене Декарт, 1596-1650. М.: Наука, 1976. 274 с.
11. Рассел Б. История западной философии. Философия нового времени. М.: Миф, 1993. 445 с.
12. Рикер П. Кризис cogito // Бессмертие философских идей Декарта: Материалы международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта, 24 апр. 1996 г. / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: ИФ РАН, 1997. С. 14-30.
13. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
14. Хома О. Историко-философские стереотипы и современное прочтение Декартовых «медитаций» // «Медитації» Декарта у дзеркалі сучасних тлумачень: Жан-Марі Бейсад, Жан-Люк Марйон, Кім Сан Он-Ван-Кун: [збірка]: пер. з фр. і лат. / уклад. О. Хома; відп. ред. С.В. Пролеєв; літ. ред. Л. Лисенко. Київ: Дух і Літера, 2014. 368 с.
15. Perler D. Rene Descartes. Munchen: Beck, 2006. 286 S.
Поступила в редакцию 2020-04-14
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Философия
Страницы
237-243