СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕМ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ГРАЖДАН ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

  • Екатерина Владимировна Белова
    • ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Анна Валерьевна Лисицына
    • ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Ключевые слова: представления о будущем, характеристики представлений, граждане ЛНР, российские студенты

Аннотация

Представлены результаты сравнительного изучения характеристик представлений о будущем четырех групп респондентов - 50 военнослужащих ЛНР, 40 сотрудников Генеральной прокуратуры ЛНР, 30 студентов Луганского национального университета им. В. Даля и 30 студентов Южного федерального университета (Россия).. Результаты исследования получены посредством методов контент-анализа сочинений и психологического тестирования (методика «События моей жизни» Н.Г. Никифорова) и объяснены с применением статистических процедур. В каждой из исследованных групп респондентов выявлены и проанализированы следующие эмпирические характеристики представлений о будущем: «Локализация будущего», «Проспективность будущего», «Событийная насыщенность будущего», «Субъектность будущего» и «Оптимистичность будущего». Эмпирически установлено, что представления о личном будущем у студентов-граждан ЛНР, в отличие от российских студентов, тесно переплетены с представлениями о будущем страны и менее оптимистичны, чем у российских сверстников. Показано, что представления о будущем военнослужащих ЛНР характеризуются низкой субъектностью, локализованы в сферах будущего страны, здоровья и досуга, максимально сжаты, не конкретизированы и нереалистичны. Представления о будущем сотрудников Генеральной прокуратуры ЛНР характеризуются б о льшей проспективностью, событийной насыщенностью и субъектностью, чем у военнослужащих. Полученные результаты расширяют область научных представлений о факторах личностной и жизненной перспективы субъекта, а также о специфике представлений субъекта о собственном будущем в переломные моменты развития общества.

Литература

1. Абрамова С.Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи // Logos et Praxis. 2017. Т. 16, № 3. С. 97-106.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Анпилогова Т.Ю. Проблемы и перспективы формирования патриотизма у студенческой молодежи Луганской народной республики // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: мат. Всерос. Науч.-практ. конф. 2017. С. 354-358.
4. Белова Е.В. Изучение представлений подростков о будущем в решении задач личностного самоопределения // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2017. № 4-1 (15). С. 48-52.
5. Бережнова Л.Н., Смирнов Р.В. Развитие ценностного отношения к жизни как педагогическая стратегия профессионального воспитания военнослужащих // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 243-244.
6. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2012. 319 с.
7. Борисова Ю.В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью: автореф. дис. … канд. психол. наук по специальности 19.00.10. СПб., 2005. 27 с.
8. Вань Е.Н. Представления о будущем как предмет психологического исследования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 (69). С. 26.
9. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.
10. Гришаева С.А. Социальные представления российской молодежи // Перспективы психологической науки и практики: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 224-226.
11. Злоказов К.В., Леонов Н.И. Представление субъекта о цели, последствиях и отношении окружающих как предикторы деструктивного поведения // Ананьевские чтения - 2018: Психология личности: традиции и современность: мат. междунар. науч. конф. 2018. С. 190.
12. Кевля Ф.И. Отношение к будущему благополучного подростка и подростка с девиантным поведением // Вестник Вологодского государственного университета. Сер.: Гуманитарные, общественные, педагогические науки. 2017. № 2 (5). С. 82-86.
13. Кирилина Т.Ю., Омельницкая Н.В., Горбанева Е.Н., Кирилина Н.А. Модели будущего и общественный идеал в сознании современной российской молодежи // Развитие современной цивилизации: ответы на вызовы времени: сб. труд. по мат. междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 62-71.
14. Крейтер В.М. Субъективная картина жизненного пути и ее отражение в самосознании личности // Аллея науки. 2018. Т. 4, № 3 (19). С. 183-189.
15. Кузьмина О.В., Васюра С.А., Корнильцева Е.Г. Развитие личной перспективы у старшеклассников в период выбора профессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 307-310.
16. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
17. Мещерякова Н.Н. Настоящее и будущее в представлении студенческой молодежи // Социодинамика. 2016. № 3. С. 167-174.
18. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2005. 352 с.
19. Плющ А.Н., Кирилина Т.Ю., Петрунько О.В. Представления о собственном будущем студентов России и Украины // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 2. С. 294-303.
20. Прокопьева Е.В., Бережнёва И.В. Исследования субъективного времени в современной психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. Т. 7, № 1. С. 55-60.
21. Прыгин Г.С. Сознание и время. Объективно ли субъективное время // Вестник Удмурдского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 2. С. 177-188.
22. Ральникова И.А. Жизненные перспективы человека в эпоху переломных событий: новый взгляд // Фундаментальные и прикладные исследования: новое слово в науке: сб. научн. труд.: мат. междунар. науч.-практ. конф. АНО содействия развитию современной отечественной науки. Издательский дом «Научное обозрение», 2013. С. 173-178.
Поступила в редакцию 2020-07-09
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Психология
Страницы
254-263