КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ, ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ И ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

  • Елена Вячеславовна Ляпунцова
    • ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
  • Юлия Михайловна Белозерова
    • АНО «Институт кино и телевидения (ГИТР)»
  • Людмила Валерьевна Семенова
    • ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
  • Анвир Амрулович Фаткулин
    • Дальневосточный региональный учебно-методический центр
  • Нонна Викторовна Гуремина
    • ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
  • Светлана Владимировна Соловьева
    • ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Татьяна Николаевна Василькова
    • ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Марина Юрьевна Романова
    • ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Елена Николаевна Дергоусова
    • ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ключевые слова: образование, онлайн-обучение, опрос студентов, опрос преподавателей, индустрия гостеприимства

Аннотация

Обобщен опыт применения онлайн-технологий в учебном процессе вузов Калининграда, Тюмени и Владивостока, проанализированы основные положительные и отрицательные аспекты переноса образования в информационную среду. Представлены результаты опроса, проведенного среди студентов Института рекреации, туризма и физической культуры Балтийского федерального университета им. И.Канта (БФУ), преподавателей и студентов Тюменского государственного медицинского университета (ТГМУ, Тюменский ГМУ) и преподавателей Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Выводы исследований представлены и обсуждены на круглом столе Московского международного салона образования (ММСО). Статья содержит общие выводы, которые сделала межрегиональная общественная организация «Лига преподавателей высшей школы» о существующих проблемах работы преподавателей. Преподаватели отмечают значительный рост нагрузки в связи с переходом на дистанционное обучение, технические проблемы, несовершенство средств связи, нехватку оборудования и программного обеспечения, затруднения при работе с университетскими электронными образовательными ресурсами. Студенты указывают на недостаточное качество дистанционного обучения, нехватку практики, отсутствие контакта с преподавателем и общения с одногруппниками. Однако все участники образовательного процесса считают, что электронное обучение возможно в качестве дополнительного инструмента, расширяющего традиционные формы преподавания в вузе, а для части теоретических дисциплин дистанционный вариант является приемлемым. Кроме того, специалисты Лиги преподавателей высшей школы делают выводы о необходимости реформирования архаичной системы регулирования высшего образования в сторону повышения доверия к компетенциям преподавателей, упрощения контрольной функции, снижения бюрократизации и т. д.

Литература

1. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 102-111.
2. Акатьева И.С. Речевая актуализация практик НЛП как предмет лингвистического исследования // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2020. Т. 30, вып. 2. С. 226-230.
3. Куликова Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). С. 143-150.
4. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. О повышении социального статуса преподавателя вуза. Проект «Золотые имена высшей школы» // Инновационная парадигма развития современной педагогики: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (26 апреля 2020 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. 153 с.
5. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. Организация музейной и экскурсионной работы при подготовке кадров в высшей школе // Стратегические ориентиры развития высшей школы: сб. науч. тр. участников Национальной научно-практической конференции. М.: РУСАЙНС, 2019. С. 44-54.
6. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. Проект «Золотые Имена Высшей Школы» и подготовка кадров для инновационной экономики // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2020. С. 59-61.
7. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. Проектный подход к управлению квалификацией преподавателей высшей школы // Современные исследования в России и мире: отечественный и зарубежный опыт: материалы XX Всерос. науч.-практ. конф. (28 Июня 2019г.). Ростов-н/Д: Изд-во Южного университета ИУБиП, 2019. С. 258-262.
8. Приказ от 9 февраля 2016 г. № 95 Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА).
9. Рак Е.А. Социальный аспект взаимодействия преподавателя и студента в процессе дистанционного обучения // Власть. 2009. № 6. С. 55-57.
10. Результаты опроса преподавателей ДВФУ на сайте Лиги преподавателей высшей школы. [Электронный ресурс]. URL: http://professors.today/upload/docs/dvfo-quiz.pdf (дата обращения: 13.06.2020).
11. Семенова Л.В., Корнеевец В.С., Драгилева И.И. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: практикум. Калининград, 2011.
12. Семенова Л.В., Корнеевец В.С., Драгилева И.И. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебное пособие. Калининград, 2008.
13. Ушанов Ю.В., Семенова Л.В. Квалификация, компетенция, аттестация // Управление в XXI веке: сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 318-324.
14. Халявин Н.В. Новое - это хорошо забытое старое (по поводу учебного пособия Д.М. Володихина) // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2020. Т. 30, вып. 1. С. 126-130.
15. Lyapuntsova E., Vdovichenko M., Belozerova Yu., Gorbatov A. Application of modern modeling methods: virtual technologies in the era of digitalization and their role in modern companies // IOP Journal of Physics: Conference Series (JPCS). 2019. Ser. ММСА2019 conference. The modeling and methods of structural analysis in Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, 13-15.11.2019.

Поступила в редакцию 2020-07-15
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
264-275