ИСТОРИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - XX ВЕКОВ)

  • Марина Алексеевна Захарищева
    • ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
  • Любовь Леонидовна Кутявина
    • ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
Ключевые слова: математическое образование, методика преподавания математики, методическая подготовка учителей, история методической подготовки

Аннотация

В статье показана история методической подготовки учителей математики в России второй половины ХIХ века и в течение века ХХ. На основе анализа дидактических и методических источников, отражающих реальный процесс преподавания математики в средней школе страны разных лет, предложена внутренняя периодизация динамики методических представлений и подготовки учителей математики к преподаванию данного учебного предмета. Проблемы методической подготовки учителей математики проиллюстрированы примерами конкретных школ. Названы имена ученых, педагогов, математиков, методистов оказавших значительное влияние на содержание математического образования в школе. Авторам удалось обнаружить и убедительно показать цикличность рассматриваемого процесса как во второй половине ХIХ века, так и в советское время. Показана миссия российских университетов, педагогических институтов, институтов усовершенствования учителей в подготовке и сопровождении учителей математики отечественной средней школы рассматриваемого периода.

Литература

1. Андреевский И.С. Классическое и реальное образование. Глухов, 1900.
2. Атанасян Л.С., Дулалаева Т.А., Линькова Г.Н. О подготовке студентов к преподаванию в классах с углубленным изучением математики // Математика в школе. 1991. № 4. С. 9-12.
3. Барсов Н. Школы на Волыни и Подолии в 1862 году. СПб., 1863. С. 137-138.
4. Бурдин В.И. Пятидесятилетие существования Екатеринбургской мужской гимназии. 1861-1911. Екатеринбург. 1911. С. 61-62.
5. Васильев М.Г. История Вятской гимназии за 100 лет ее существования. Вятка, 1911. С. 130-131.
6. Гвоздев П. Историческая записка о Второй Казанской гимназии. Казань, 1876. С. 156.
7. Захарищева М.А. Методическая подготовка учителя отечественной гимназии в ХIХ столетии // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 191-200.
8. Захарищева М.А. Ценностно-смысловые ориентиры гимназического образования: ХIХ век и русское зарубежье (сравнительно-историческое исследование) // Педагогика. 2014. № 10. С. 87-91.
9. Захарищева М.А., Кутявина Л.Л. Реализация тенденций развития математического образования в средних образовательных учреждениях России в современных условиях // Вестник ИжГТУ. 2013. № 1. С. 171-174.
10. Кутявина Л.Л. Обучение математике в провинциальной женской гимназии конца XIX - начала XX века // Вестник ИжГТУ. 2008. № 1. С. 105-109.
11. Лаурсон А.М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства МНП. СПб., 1911.
12. Образование в Москве. История и современность. АО «Московские учебники». М., 2000. С. 107.
13. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М., 1979. 215 с.
14. Пичугин Л.Ф. Конкретно решать проблемы перестройки математического образования // Математика в школе. 1988. № 4. С. 3-6.
15. Понтрягин Л.С. О математике и качестве ее преподавания // Коммунист. 1980. № 14. С. 99-112.
16. Успех всеобщего среднего образования решает учитель // Математика в школе. 1975. № 3. С. 3-4.
17. Черкасов Р.С. К 60-летию развития высшего педагогического образования в СССР // Математика в школе. 1977. № 6. С. 7-11.
Поступила в редакцию 2020-05-29
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
276-282