ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

  • Ольга Васильевна Сарпова
    • ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
  • Наталья Ивановна Иоголевич
    • ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Ключевые слова: философия, мировоззренческая функция, компетенция, цель преподавания философии, содержание курса философии, методика преподавания философии

Аннотация

В работе авторы опираются на утверждение о том, что главной и важнейшей функцией философии в обществе является мировоззренческая функция. Однако последняя редакция государственного стандарта высшего образования заменила требования по формированию мировоззренческой и гражданской позиции на развитие способности к систематическому и критическому мышлению. По мнению авторов, это существенно сужает потенциал философии как учебной дисциплины, поскольку мышление является составным элементом сложившейся личности, а не наоборот. В работе показано, что целевая установка в преподавании философии, ориентированная на развитие личностных качеств обучающихся, соответствует основной проблематике философского знания. В то же время антропологический аспект, дополненный онто-гносеологической тематикой способствует формированию методологической культуры будущего специалиста. Авторы отмечают, что такие особенности философского знания, как рационализм, логическая доказательность с опорой на эмпирические данные естественных наук, критическое взаимодействие между философскими концепциями в пространственно-временном континууме, позволят решить задачу развития мышления обучающегося, которая представляется не первичной целью преподавания философии в вузе, а соподчиненной к ней задачей.

Литература

1. Андреев А.Л. Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 30-36.
2. Борисов И.В. Гуманистический подход к преподаванию философии и две парадигмы в современном философском процессе // Философия образования. 2011. Т. 36, № 3. С. 239-246.
3. Васильева Е.Г. Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 89-94.
4. Волкова Е.Г. О возможных дидактических подходах к повышению качества преподавания философии в высшем учебном заведении // Наука и школа. 2015. № 4. С. 64-68.
5. Волкова Е.Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе // Современное образование. 2015. № 2. С. 80-115.
6. Воробьева М.В., Кочухова Е.С. Зачем преподавателю философии методики из системы либерального образования // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 167-183.
7. Горюнова Т.А. Опыт развития критического мышления на занятиях по философии // Философское образование. 2016. № 1 (33). С. 47-51.
8. Емельянов Б.В., Ионайтис О.Б. История философии как предмет преподавания философии // Философское образование. 2016. № 1 (33). С. 45-47.
9. Замощанский И.И., Конашкова А.М. Общество и философия: формирование социально-личностных компетенций // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 103-107.
10. Кузнецов В.Ю. Философия преподавания философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. № 5. С. 73-85.
11. Куликова О.Б. Проблема компетентностного подхода в вузовском образовании и значении курса философии для его реализации // Вестник ИГЭУ. 2008. Вып. 1. С. 61-65.
12. Мамчур Е.А. Должна ли быть философия обязательным предметом в вузе? // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 127-135.
13. Мижевич О.М., Юрис Т.А. Специфика преподавания философии в университете эпохи постмодерна // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им И.П. Шамякина 2015. № 46. С. 85-90.
14. Минеев В.В., Петров М.А. К вопросу о цели курса философии: единство теоретико-методологических и методико-практических аспектов // Вестник Волгоградского университета. Серия 7. Философия. 2012. № 2 (17). С. 151-158.
15. Муругова В.В. Формирование философских компетенций в процессе преподавания философии // Стратегии устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые тенденции и закономерности: материалы международной науч.-практ. конф. Ч. 2. 2016. Новосибирск: Академия управления. С. 118-122.
16. Перцев А.В. Возможно ли просвещение в сегодняшней России? // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. № 2. С. 8-15.
17. Перцев А.В. Новое Средневековье или новое Возрождение // Философские образование: Вестник ассоциации философских факультетов и отделений. 2013. Т. 112, № 1. С. 15-30.
18. Приказ от 12 марта 2015 г. №201 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/news/7/1109.
19. Серебрякова Ю.В. Обучение философии в техническом вузе: диалог с текстом // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. II (Психолого-педагогические науки). № 4. С. 210-213.
20. Серебрякова Ю.В. Формирование навыков исследовательской деятельности на занятиях по философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11(25): в 2-х ч. Ч. I. С. 162-165.
21. Скрипник К.Д. Обучение философии и обучение философией // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 7. С. 124-129.
22. Субетто А.И. Онтология компетентностного подхода в образовательной системологии // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 100-126.
23. Толпыкин В.Е. Модернизация системы образования и преподавания философии в контексте развития и обновления российского социума // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. С. 30-32.
24. Шадчин И.В. Компетентностный подход к формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 26 (164). С. 108-111.
25. Южанинова Е.Р. О методах, формах и средствах преподавания философии в вузе // Вестник ОГУ. 2014. № 4 (164). С. 108-113.
Поступила в редакцию 2020-05-30
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
289-297