ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

  • Александра Сергеевна Сунцова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Александр Аркадьевич Баранов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: инклюзивное образование, компетентностный подход, компетентность, компетенции, личностно-профессиональные характеристики педагога

Аннотация

Актуальность теоретического исследования обусловлена необходимостью научного обеспечения подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования. Компетентностный подход выступает теоретическим основанием разработки модели профессиональной деятельности педагога, отвечающей требованиям учета специфики образовательных потребностей обучающихся различных групп. Однако позиции компетентностного подхода трактуются в педагогике неоднозначно, что затрудняет его теоретико-эмпирическое применение. Цель статьи - анализ компетентностного подхода как конкретно-научной методологии моделирования личностно-профессиональных характеристик педагога инклюзивного образования. В качестве ведущих методов были использованы: анализ, синтез, обобщение, моделирование. Полученные результаты позволили выявить как возможности, так и ограничения компетентностного подхода при исследовании и обосновании личностно-профессиональных характеристик педагогической деятельности. Его применение целесообразно в совокупности с фундаментальными исследованиями профессиональной педагогической деятельности, раскрывающими ее сущностно-смысловые, ядерные характеристики. В качестве концептуальной основы применения компетентностного подхода к практике инклюзивного образования авторы предлагают рассматривать теорию профессионализма личности и деятельности Н.В. Кузьминой, которая эвристична в решении современных проблем транспрофессионализма специалиста.

Литература

1. Баранов А.А., Сунцова А.С. Динамика профессиональной готовности педагогов общеобразовательных организаций к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 1. С. 55-62.
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
3. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. М.: Логос, 2011. 288 с.
4. Горюнова Л.В. Особенности магистерской подготовки педагогических кадров к организации в системе инклюзивного образования социокультурной анимации, реабилитации, абилитации обучающихся с инвалидностью // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 169-174. [Электрон. ресурс]. URL: http://science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/03/gn-2-38-2017.pdf (дата обращения: 06.03.2020).
5. Жафяров А.Ж. Компетентностный подход: непротиворечивая теория и технология // Science for Education Today. 2019. Vol. 9, no. 2. С. 81-95. DOI: 10.15293/2658-6762.1902.06.
6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9-28. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-9-28
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119с.
9. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Метод. рекоменд. для проф.-препод. состава. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 103 с.
10. Профессиональный Стандарт педагога. Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электрон. ресурс]. URL: http://fgosvo.ru›uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 17.03.2020).
11. Сафонова Т.В., Сунцова А.С., Аслаева Р.Г. Исследование ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми как структурного компонента готовности педагогов к инклюзивному образованию // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 51-66. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.051-066
12. Симанова Н.А. Обоснование категории саморазвития личности в контексте ограниченной возможности бытия // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». 2010. Вып. 12. С. 246-250.
13. Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В.А. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. 564 с.
14. Усольцев А.П. Инфляция компетентностного подхода в отечественной педагогической науке и практике // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 1. С. 9-25. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-9-25.
15. Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: результативность дидактической модели // Вестник Балтийского Федерального университета им И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 112-120 [Электрон. ресурс]. URL: https://journals.kantiana.ru/vestnik/3002/8414 (дата обращения: 15.04.2020).
16. Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Рожков А.А., Красноштанова Н.Н., Семчук И.В. Компетентностный подход как стратегическая линия в подготовке профессиональных кадров // Мир образования - образование в мире. 2015. № 1 (57). С. 130-136.
17. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.
18. Ainscow M., Sandill A. Developing inclusive education systems: the role of organisational cultures and leadership // Journal of Inclusive Education. 2010. Vol. 14, no. 4. Р. 401-416. DOI: 10.1080/13603110802504903.
19. Florian L., Linklater H. Preparing teachers for inclusive education: using inclusive pedagogy to enhance teaching and learning for all // Cambridge Journal of Education. 2010. Vol. 40, no. 4. P. 369-386. DOI: 10.1080/ 0305764X.2010.526588
Поступила в редакцию 2020-05-29
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
298-306