ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ЛИБЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Наталья Сергеевна Авдонина
    • Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: профессиональное образование, журналистское образование, либеральное образование, профессиональная идентичность, личностно-деятельностный подход

Аннотация

Проблема профессиональной идентичности обучающихся по направлению подготовки «Журналистика» обретает в последнее время все большую актуальность в связи технологическими изменениями, воздействующими на профессиональную деятельность. Современная журналистика роботизируется, происходит разделение человеческого и машинного труда в профессии. Изменения в индустрии влекут за собой пересмотр образовательного процесса на содержательном и организационном уровнях. В статье обосновывается модель организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной идентичности будущих журналистов в системе либерального образования. В связи с актуальностью аналитической и публицистической журналистики для овладения этими направлениями необходимы методики из системы либерального образования: углубленное чтение, работа с текстами, свободное письмо. В статье представлена и проанализирована система организационно-педагогических условий формирования профессиональной идентичности будущих журналистов, обучающихся по системе либерального образования в САФУ имени М.В. Ломоносова.

Литература

1. Абишева В.Т. К проблеме изучения личности журналиста-профессионала // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8. С. 196-199.
2. Авдонина Н.С. Ресурсы Google для выполнения и контроля самостоятельной работы студентов-журналистов // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сб. науч. ст. по материалам международной научной конференции 11-12 апреля 2017 года. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.
3. Авдонина Н.С. Самостоятельная работа студентов как инструмент развития компетенций студентов-журналистов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 5. С. 184-197.
4. Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2012. № 4. С. 7-21.
5. Беккер Дж. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 33-61.
6. Владимирова Т.Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России: дис. … докт. пед. наук. М., 2015. 481 с.
7. Дорощук Е.С. Проблемы профессиональной идентификации будущих журналистов в контексте образовательных траекторий // Мультимедийная журналистика Евразии - 2015: медиатизация социально-культурного пространства и медиакратия в условиях новой медиареальности Востока и Запада. Евразия молодая - 2015: сборник материалов и научных статей IX Международной научно-практической конференции. Казань, 10-11 декабря 2015 года / науч. ред. проф. Е.С. Дорощук. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 88-95.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. 384 с.
9. Зорин К.А. Образование в условиях кризиса журналистики: поиски стратегии // Вестник НГУ. Сер. История, филология. 2013. Т. 12, № 6: Журналистика. С. 116-123.
10. Иванова Ю.В., Соколов П.В. Перспективы развития образования по модели свободных искусств и наук в России // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 72-91.
11. Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Концептуальная рамка согласования образовательных и профессиональных стандартов в программах подготовки педагогов в университете // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 5-14.
12. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 324 с.
13. DeNicola D. Learning to flourish. A philosophical exploration of liberal education. New York: Continuum International Publishing Group, 2012. 270 p.
14. Hujanen J. Renegotiating the Journalism Profession in the Era of Social Media: The Case of Northern and Southern Journalism Students // Journalism and Mass Communication Educator. 2018. PP. 1-11.
15. Tubbs N. Philosophy and Modern Liberal Arts Education. Freedom is to Learn. London: Palgrave Macmillan. 2014. 204 p.
Поступила в редакцию 2020-02-01
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
307-312