УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ)

  • Наталья Евгеньевна Брим
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: учебное взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, электронно-образовательная среда, дистанционное обучение, программа

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации учебного взаимодействия в рамках дистанционного обучения, базирующегося на положениях синергетического и личностно ориентированного подхода к учебному взаимодействию преподавателя и обучающихся как самоорганизующейся и взаимообогащающейся системе. Эффективность такого взаимодействия достигается выявлением и обоснованием соответствующих педагогических условий: педагогического содействия и технического сопровождения, реализующихся в структурных компонентах программы дистанционного обучения. Автором описываются модели дистанционного учебного взаимодействия и алгоритм действий его участников, обращается внимание на выбор оптимальных образовательных ресурсов: методов, форм и средств дистанционного обучения. В статье представлены и проанализированы результаты опроса преподавателей Удмуртского государственного университета и студентов-лингвистов, изучающих иностранный язык, о проблеме дистанционного обучения, приводятся некоторые факты из личного опыта работы в этом направлении. В заключение даются методические рекомендации по организации дистанционного учебного взаимодействия.

Литература

1. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы. М.: Русайнс, 2018. 256 с.
2. Брим Н.Е. Формирование умений учебного взаимодействия у студентов в образовательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2007. 19 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
4. Зубов А.В., Зубова И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 144 с.
5. Нестерова С.А. Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ: метод. рекомендации для педагогов образов. учреждений. Новокуйбышевск, 2009. 32 с.
6. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы // Информатика и образование. 2007. № 3. С. 10-17.
7. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. М.: КомКнига. 2005. 368 с.
8. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ в деятельности педагогов. // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 77-81.
9. Сайгушев Н.Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя. Спб., 2001. 148 с.
10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: Шк. пресса. 2004. 512 с.
11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России. 2002. 224 с.
12. Oser F. Eine basale pädagogische Handlungsstruktur. München. 1994. S. 773-800.
13. Курс «Немецкий язык как второй иностранный для начинающих» [Электронный ресурс]. URL: https://distedu.ru/course/view.php?id=667 (дата обращения: 30.05.2020).
14. Обучающий сайт по немецкому языку [Электронный ресурс]. URL: https://www.schubert-verlag.de/aufgaben/ index.htm, свободный (дата обращения: 30.05.2020).
15. Результаты опроса преподавателей УдГУ о переходе на дистанционное образование [Электронный ресурс]. URL: https://profcom.udsu.ru/news/show/rezultaty-oprosa-prepodavatelej-udgu-o-perehode-na-distantsionnoe-obrazovanie (дата обращения: 30.05.2020).
Поступила в редакцию 2020-06-01
Опубликована 2020-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
313-322