АДАПТАЦИЯ И ИННОВАЦИЯ В ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ)

  • Леонид Яковлевич Дорфман
    • Пермский государственный институт культуры
  • Александр Владимирович Дубровский
    • Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
  • Евгений Анатольевич Цариев
    • Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
  • Евгений Александрович Курочкин
    • Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
  • Владимир Николаевич Лядов
    • Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
  • Алексей Юрьевич Калугин
    • Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Ключевые слова: метаиндивидуальный мир, интеграция, дисциплинированность, адаптация и инновация, строгость к себе, беглость, медиаторная модель

Аннотация

Исследовалась дисциплинированность как качество личности курсантов военных вузов Росгвардии с позиции теории метаиндивидуального мира и применительно к адаптации и инновации. Задача решалась в рамках кросс-теоретического подхода: дуального характера дисциплинированности, адаптации и инновации, дивергентного мышления, изучались возможности их интеграции. Выборку составили 227 курсантов младших курсов Пермского военного института войск Росгвардии - юноши в возрасте от 17 до 22 лет. Были обнаружены как прямые, так и непрямые (через креативность) эффекты дисциплинированности на шкалы адаптации и инновации методики Киртона. Показано, что дисциплинированность и адаптация-инновация, взаимодействуя, создают полисистемный эффект. Было выдвинуто предположение о том, что «новизна» встраивается в адаптацию и они совместно представляют собой интеграцию, основанную на дуальном формате.

Литература

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М.: Соборъ, 1996. 60 с.
2. Алехин И.А. Военная педагогика. М.: МО, 2008. 322 с.
3. Андруник А.П. Управление человеческими ресурсами. Пермь: ЗУИЭП, 2014.
4. Андруник А.П., Дубровский А.В. Системно-динамическая модель непрерывного воспитания и развития личности курсантов (слушателей) в профильных образовательных учреждениях. Пермь: ПВИ ВВ МВД РФ, 2008. 322 с.
5. Артемьева В.А., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я., Коржова Е.Ю. Социальная ответственность и инновационность личности студентов с опытом и без опыта работы по специальности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 73-90.
6. Барабанщиков А.В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 2010. 302 с.
7. Болотин А.Э., Сивак А.Н. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 5. С. 16-21.
8. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2014. 638 с.
9. Воробьев В.В. Опыт формирования и становления воинской дисциплины в армии // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). С. 209-213.
10. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 176 с.
11. Глебов Ю.А. Психологические особенности развития дисциплинированности у военнослужащих федеральной службы охраны // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. Вып. 9 (53). С. 65-68.
12. Дорфман Л.Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016а. Т. 13, № 1. С. 98-136.
13. Дорфман Л.Я. Креативное ментальное поле, дивергенция и вариативность // Психологический журнал. 2016б. Т. 37, № 1. С. 26-34.
14. Дорфман Л.Я. Поток сознания и метаиндивидуальный мир как предпосылки креативности // Современные исследования творчества: к 90-летию Я.А. Пономарева / науч. ред. Л.Я. Дорфмана, Д.В. Ушакова. Пермь; М.: Пермский государственный институт искусства и культуры; Институт психологии РАН, 2010. С. 19-59.
15. Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция и личность / под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 96-123.
16. Дорфман Л.Я., Дубровский А.В., Андруник А.П., Цариев Е.А., Лядов В.Н. Полисистемный анализ дисциплинированности курсантов военных вузов // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 9. С. 75-90. DOI: 10.17853/ 1994-5639-2018-9-75-90.
17. Дорфман Л.Я., Злоказов К.В. Метаиндивидуальная модель деструктивности. Сообщение I // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14, № 1. С. 105-122. DOI: 10.17323/1813-8918.2017.1.105.122
18. Дорфман Л.Я., Лядов В.Н. Дисциплинированность курсантов под углом зрения их интеллекта и креативного мышления // Педагогическое образование и наука. 2013. № 4. С. 128-132.
19. Дорфман Л.Я., Лядов В.Н. Метаиндивидуальная модель дисциплинированности (на материале исследования курсантов военного вуза МВД) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 17-28.
20. Дорфман Л.Я., Токарева Г.В. Эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыканта-исполнителя // Филология и культура. 2013. № 1 (31). С. 235-241.
21. Дубина И.Н. Подходы к оценке индивидуальных творческих стилей для организации групповой работы над инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 6. С. 103-113.
22. Емелин А.И. Современная психолого-педагогическая модель воинской дисциплины и проблемы ее реализации при перевоспитании курсантов ВВУЗА // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 2. С. 209-213.
23. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
24. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика. М.: Воениздат, 2010. 340 с.
25. Прохорова М.В., Терегулова А.Д. Диагностика адапторско-инноваторского когнитивного стиля // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 400-406.
26. Прядеин В.П., Воротникова Н.В., Дорфман Л.Я., Лядов В.Н. Определение и измерение дисциплинированности: теоретические предпосылки, психометрические и эмпирические свидетельства // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2015. № 1. С. 126-144.
27. Рогожникова Р.А., Демина О.В. Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 40-44.
28. Скородумов А.И. Единая система боевой подготовки и воспитания военнослужащих // Военная мысль. 2004. № 2. С. 34-38.
29. Сычев С.Е. Воспитание дисциплинированности у курсантов в современных условиях // Нравственно-правовые аспекты воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России (сотрудников ОВД) как всесторонне развитой личности. СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2006. С. 54-56.
30. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. М.: МО, 1993.
31. Феоктистов Г.Г. Принуждение как структурный принцип педагогики // Образование и насилие / под ред. К.С. Пигрова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. C. 251-265.
32. Benedek M., Jauk E. Spontaneous and controlled processes in creative cognition // The Oxford handbook of spontaneous thought: Mind wandering, creativity, dreaming, and clinical conditions / ed. by K.C.R. Fox, K. Christoff. NY, 2018. P. 285-298.
33. Chan D. Detection of differential item functioning on the Kirton Adaption-Innovation Inventory using multiple-group mean and covariance structure analyses // Multivariate Behavioral Research. 2000. Vol. 35(2). P. 169-199.
34. Choe D.E., Olson S.L., Sameroff A.J. The interplay of externalizing problems and physical and inductive discipline during childhood // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49 (11). P. 2029-2039. DOI: 10.1037/a0032054
35. Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ in predicting academic performance of adolescents // Psychological science. 2005. Vol. 12 (12). P. 939-944.
36. George D., Mallery P. IBM SPSS statistics. 23 step by step: A simple guide and reference. New York: Routledge, 2016. 386 p.
37. Guilford J.P. Intelligence, creativity, and their educational implications. San Diego, CA: EDITS, 1968.
38. Hutchinson L.R., Skinner N.F. Self-awareness and cognitive style: Relationships among adaption-innovation, self-monitoring, and self-consciousness // Social Behavior and Personality. 2007. Vol. 35 (4). P. 551-560.
39. Kaufmann G. Two kinds of creativity-But which ones? // Creativity and Innovation Management. 2004. Vol. 13 (3). P. 154-165.
40. Kirton M. Adaptors and innovators: A description and measure // Journal of Applied Psychology. 1976. Vol. 61 (5). P. 622-629.
41. Kirton M.J. Adaption-innovation: In the context of diversity and change. New York, NY: Routledge, 2003.
42. Koschate-Fischer N., Schwille E. Mediation analysis in experimental research // Handbook of Market Research. 2017. P. 1-49. DOI: 10.1007/978-3-319-05542-8_34-1.
43. Kwang N.A., Ang R.P., Ooi B.L., Wong S.S., Oei T.P.S., Leng V. Do adaptors and innovators subscribe to opposing values? // Creativity Research Journal. 2005. Vol. 17 (2). P. 273-281.
44. MacKinnon D.P., Fairchild A.J., Fritz M.S. Mediation analysis // Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58 (1). P. 593-614. DOI: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085542.
45. McKinney J.M., Maxwell K.D., Metzger R.L. Self-handicapping mediates between impulsiveness and self-discipline // Modern Psychological Studies. 2012. Р. 66-69. DOI: 10.1037/e568892012-009
46. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. Vol. 69. P. 220-232.
47. Mudd S. Kirton’s A-I theory: Evidence bearing on the style/level and factor composition issues // The British Journal of Psychology. 1996. Vol. 87. P. 241-254.
48. Runco M.A., Acar S. Do tests of divergent thinking have an experiential bias? // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2010. Vol. 4 (3). P. 144-148.
49. Simonton D.K. Creative thought as blind variation and selective retention: Why creativity is inversely related to sightedness // Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. 2013. Vol. 33 (4). P. 253-266.
50. Skinner N.F., Drake J.M. Behavioral implications of adaption-innovation: III. Adaption-innovation, achievement motivation, and academic performance // Social Behavior and Personality. 2003. Vol. 31 (1). P. 101-106.
51. Stum J. Kirton’s Adaption-Innovation theory: Managing cognitive styles in times of diversity and change // Emerging Leadership Journeys. 2009. Vol. 2 (1). P. 66-78.
52. Taylor S. The relationship between the Kirton Adaption-Innovation Inventory and the MBTI Creativity Index // Discovering Creativity / ed. by S.S. Gryskiewicz. Greensboro, NC: Center For Creative Leadership, 1993. P. 201-206.
53. Taylor W.G.K. The Kirton adaption-innovation inventory: A re-examination of the factor structure // Journal of Organizational Behavior. 1989. Vol. 10. P. 297-307.
54. Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children. NY: Holt, Rinehart, and Winston, 1965.
Поступила в редакцию 2020-09-30
Опубликована 2020-12-25
Раздел
Психология
Страницы
351-361