ПРЕДИКТОРЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

  • Хасан Фалах Хасан
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: трудные жизненные ситуации, совладающее поведение, копинг, копинг-ресурсы, иностранные студенты

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях и факторов, определяющих их выбор у иностранных студентов. В качестве основной группы выступили иностранные студенты из Ирака (N=108), в качестве группы сравнения - российские студенты (N=80 чел.). В исследовании применялась описательная статистика, проводились параметрический t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ r-Пирсона, множественный регрессионный анализ. Установлено, что иностранным студентам свойственно в большей мере использовать стратегию «положительная переоценка», искать положительный смысл в трудностях, осмысливать их с точки зрения личностного роста. Они часто используют стратегию «планирование решения проблем», прибегают к стратегии сохранения контроля над чувствами и поведением, в меньшей мере применяют стратегию «поиск социальной поддержки» и «конфронтационный копинг». Выявлено, что иностранные студенты очень религиозны, отличаются высокой самооценкой, высокой силой воли. При негативных ожиданиях стараются извлечь больше позитивного опыта и не зацикливаться на плохом. В трудных жизненных ситуациях во взаимоотношениях с другими иностранные студенты прибегают к коллективному копингу и копингу ухода от проблем.

Литература

1. Авраменко Н.Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 4. С. 147-152.
2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.П. Разработка русскоязычной версии теста диспозициоиного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36-64
3. Гущина Т.В., Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Культура, стресс и копинг: влияние социокультурного контекста на выбор типа совладания // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 4. С. 73-81
4. Котельникова А.В., Падун М.А. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологическим журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 98-106.
5. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журн. практического психолога. М., 2007. № 3. С. 93-11.
6. Леонов Н.И., Хасан Х.Ф. Копинг-ресурсы иностранных студентов в трудной жизненной ситуации // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 3. С. 291-297.
7. Муздыбаев К. Измерение надежды // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 4. С. 78-83.
8. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 2. С. 120-134.
9. Петрова Е.А. О понятии ресурсов совладающего поведения // Материалы II Сибирского психологического форума «психологическое исследование: теория, методология, практика» / отв. ред. Г.В. Залевский. Томск: Томский государственный университет, 2007. С. 458-465.
10. Ященко Е.Ф., Лащенко Д.А., Лазорак О.В. Субъективная комфортность, копинг-стратегии и типы акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 2. С. 467-477.
11. Hobfoll S.E. Conservation of Resources: A New Attempt at Conceptualizing Stress // American Psychologist. 1989. Vol. 44, no. 3. P. 513-524.
12. Hobfoll S.E. Stress, Culture, and Community. The Psychology and Philosophy of Stress. London and N.Y., 1998. 296 p.
13. Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984. 460 p.
14. Matheny K.B., Aycock D.W., Curlette W.L., Junker G.N. The Coping Recources Inventory for Stress: A Perceived Resourcefulness // Journal of Clinical Psyhology. 2003. Vol. 59 (12).
15. Navon D. Resources - A theoretical soup stone? // Psychological Review. 1984. No. 91. Р. 216-234
Поступила в редакцию 2020-04-24
Опубликована 2020-12-25
Раздел
Психология
Страницы
372-379