СОЦИАЛЬНО-СЕТЕВАЯ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: К ОБОСНОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ

  • Андрей Петрович Глухов
    • Национальный исследовательский Томский государственный университет
Ключевые слова: медиапедагогика, социально-сетевая цифровая грамотность, социальные медиа, цифровые коммуникации

Аннотация

В статье представлены результаты концептуализации и данные исследования одного из парциальных видов общей цифровой грамотности - социально-сетевой цифровой грамотности, инкорпорированной в корпус цифровых компетенций молодежи. Предложена структурная модель социально-сетевой цифрой грамотности. Задачей полевого этапа исследований, помимо апробации модели, было описание конкретного содержательного наполнения входящих в модель компетенций и субкомпетенций с выявлением степени их приоритетности для респондентов. В проводимом исследовании среди всего корпуса социологических методов предпочтение было отдано качественным исследованиям, таким как глубинные интервью, фокус-группы, анализ творческих эссе по тематике цифровых коммуникаций. В качестве респондентов отбирались представители студенчества вузов г. Томска (N=201). Рекрутинг был основан на доступности участников, высоком уровне рефлексивности и высоких сетевых компетенциях. Стандартизированный социологический опрос (в формате онлайн-анкетирования) студентов вузов г. Томска с целью выявления компетенций социально-сетевой цифровой грамотности дополнил качественные исследования. Проведенное исследование показало формирование среди поколения Z корпуса представлений, обладающего нормативной принудительностью и предполагающего овладение целым набором специфических цифровых компетенций. Подобный комплекс знаний, умений и нормативных этических установок служит инструментом эффективной коммуникации и социализации молодежи в виртуальном пространстве сетей. Показаны значимость и приоритетность для респондентов инкорпорированных авторами в структуру модели социально-сетевой грамотности информационно-медийных, самопрезентационных, аффилиативных, лингвистических компетенций и компетенции обеспечения безопасности.

Литература

1. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Аналитический центр НАФИ. М., 2019.
2. Глухов А.П., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Окушова Г.А., Стаховская Ю.М. Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность: коллективная монография / науч. ред. П.А. Глухов. Томск, 2019.
3. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М., 2013.
4. Шариков А. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1.
5. Beetham H., Sharpe R. Digital literacies workshop. Paper presented at the JISC learning literacies workshop. Birmingham. 2011. URL: http://jiscdesignstudio (accessed: 20 August 2020).
6. Chan B.S., Churchill D., Chiu T.K. Digital literacy learning in higher education through digital storytelling approach // Journal of International Education Research (JIER). 2017. Vol. 13 (1). P. 1-16.
7. Chetty K., Wenwei L., Josie J., Shenglin B. Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017.
8. Gilster P. Digital literacy. New York: John Wiley, 1997.
9. Goodfellow R. Literacy, literacies and the digital in higher education // Teaching in Higher Education. 2011. Vol. 16 (1). P. 131-144.
10. Gourlay L., Hamilton M., Lea M.R. Textual practices in the new media digital landscape: Messing with digital literacies // Research in Learning Technology. 2013. Vol. 23. P. 1-13.
11. Hall M., Nix I., Baker K. Student experiences and perceptions of digital literacy skills development: Engaging learners by design? // Electronic Journal of e-Learning. 2013. Vol. 11 (3). P. 207-225.
12. Jenkins H., Clinton K., Purushotma R. etc. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. An occasional paper on digital media and learning. The MacArthur Foundation. 2003.
13. Joosten T., Pasquini L., Harness L. Guiding social media at our institutions // Planning for Higher Education. 2012. Vol. 41 (1). P. 125-135.
14. Kajee L., Balfour R. Students’ access to digital literacy at a South African university: Privilege and marginalization // Southern African Linguistics and Applied Language Studies. 2011. Vol. 29 (2). P. 187-196.
15. Machin-Mastromatteo J.D. Participatory action research in the age of social media: Literacies, affinity spaces and learning // New Library World. 2012. Vol. 113 (11). P. 571-585.
16. Mishra K.E., Wilder K., Mishra A.K. Digital literacy in the marketing curriculum: Are female college students prepared for digital jobs? // Industry and Higher Education. 2017. Vol. 31 (3). P. 204-211.
17. Spires H., Bartlett M. Digital literacies and learning: Designing a path forward. Friday Institute White Paper Series. NC State University. 2012.
Поступила в редакцию 2020-08-26
Опубликована 2020-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
380-389