ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОРА ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Наталья Александровна Хлебникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Татьяна Ивановна Оконникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые компетенции, ИКТ-компетенции, онлайн-образование, дистанционное образование, онлайн-технологии, массовые открытые онлайн-курсы

Аннотация

Настоящая статья представляет результаты социологического исследования, которое позволило авторам измерить и проанализировать уровни цифровой грамотности преподавателей и студентов Удмуртского государственного университета, а также оценить готовность педагогов и студентов к использованию цифровых технологий в образовательном процессе и переходу на активное использование дистанционных образовательных технологий, в том числе экстренному переходу на дистант в связи с распространением коронавирусной инфекции и установлением режима жесткой самоизоляции весной 2020 года. В вопросе оценки готовности педагогов и студентов к дистанционному образованию авторы исходят из того, что она может быть выявлена на основе индекса их цифровой грамотности. По результатам социологического исследования рассчитаны индексы цифровой грамотности педагогов и студентов, приведен детальный анализ компонентов этих индексов, выявлены проблемные места в ИКТ-компетенциях педагогов и обучающихся, сделаны соответствующие выводы. В статье приводится ряд рекомендаций по дальнейшему применению цифровых технологий в учебном процессе вуза.

Литература

1. Глухов А.П. Цифровая грамотность поколения Z: социально-сетевой ракурс // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. № 52. С. 126-137.
2. Дети и технологии / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова и В. И. Гриценко [и др.]. М.: НАФИ, 2018. 72 с.
3. Дьяконова И.А. Требования к компетенциям профессорско-преподавательского состава в условиях цифровой трансформации университета // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 136-140.
4. Захарова М.В., Демина Л.И. Медиакомпетентность современного общества: опыт и тенденции развития // ИСОМ. 2017. №1-1. С. 139-144.
5. Игнатьева И.Ф., Кутыева Э.Р., Чурилина И.Н., Анисимов Т.Ю. Роль диджитал-технологий в туристском образовании // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 242-246.
6. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2019. 200 с.
7. Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный учитель // НАФИ. 2020. 3 апр. URL: https://nafi.ru/analytics/master-svoego-dela-kakimi-kachestvami-dolzhen-obladat-sovremennyy-uchitel (дата обращения: 5.05.2020).
8. Можаева Г.В. Онлайн-обучение в современном университете: от брендирования и рекрутинга к новому качеству образования // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 251-256.
9. Пашоликов М.С., Синева А.Ю. Социальные сети в высшем образовании: возможности, вызовы, рекомендации // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 237-242.
10. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение // НАФИ. 2020. 7 апр. URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 17.04.2020).
11. Рубцова О.Л. Проблемы формирования новых компетенций преподавателей в условиях цифровой экономики // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 140-143.
12. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии // НАФИ. 2020. 4 апр. URL: https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi (дата обращения: 17.04.2020).
13. Цифровая грамотность для экономики будущего / Л.Р. Баймуратова, О.А. Долгова В.И. Гриценко [и др.]. М.: НАФИ, 2018. 86 с.
14. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 88 с.
15. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 // НАФИ. 2020. 10 апр. URL: https://nafi.ru/analytics/ tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020 (дата обращения: 17.04.2020).
16. Шамина Н.В. Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2(133). С. 20-25.
Поступила в редакцию 2020-06-15
Опубликована 2020-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
390-406